По данным Госкомстата, в первом квартале 2018 года экспорт плодоовощной продукции Узбекистана увеличился в стоимостном исчислении на 51,7 процента до 110,8 миллиона долларов, в натуральном – на 84,9 процента до 182,8 тысячи тонн. Население страны это вроде бы должно радовать, но, все же, мягко говоря, огорчает.

С одной стороны республика пополняется необходимыми валютными средствами, особенно в условиях либерализации валютной политики, с другой стороны – это отрицательно сказывается на ценах, что, конечно же, не может радовать рядовых граждан, которые привыкли на протяжении всей своей жизни приобретать высококачественную витаминизированную продукцию по вполне приемлемым ценам.

Так, только за март цены на фрукты выросли по сравнению с предыдущим месяцем аж на 12,5 процента. И хотя цены на овощи при этом незначительно снизились (1,4 процента), все равно подобные темпы удорожания продукции с высоким содержанием витаминов не может не пугать население. Особенно, если учесть, что овощи мы в большей части употребляем после термической обработки, которая существенно снижает содержание витаминов. А ведь они так необходимы для физического и умственного развития наших детей.

При подобной ситуации в выигрыше здесь остаются только фармкомпании и аптеки, ведь родителям приходится заменять натуральные витамины по большому счету на неизвестно что. Ведь всем известно, что уровень фальсификации продукции в этой фармацевтической отрасли, один из самых высоких.

Да, и не каждому родителю по карману витамины, продающиеся в аптеках, которыми, кстати, усеяны все города и уже даже поселки. Это говорит об их высокой доходности, которая в будущем будет только расти, если учесть, что наши граждане в малолетнем возрасте с каждым годом будут испытывать все большую нехватку витаминов . А это безусловно скажется на здоровье нации и объемы потребления лекарственных средств будут расти с невероятными темпами.

Интересна также довольно существенная разница в росте экспорта плодов и овощей в денежном эквиваленте и натуральном. Если посмотреть на цифры, то выходит, что стоимость узбекской плодоовощной продукции на внешних рынках падает. И хочется спросить: так “стоит ли овчинка выделки”?

Не стоит забывать и о человеческом факторе. Ведь почувствовав “запах” больших денег производители сельхоз продукции в погоне за высокими урожаями могут использовать в ее выращивании средства, которые существенно скажутся на ее качестве. Например, если еще несколько лет назад мы сравнили бы на вкус турецкие фрукты и узбекские, можно было бы понять, о чем идет речь. Но в последнее время эта разница исчезает с невероятными темпами.

При этом экспорт в Турцию узбекской плодоовощной продукции растет с каждым годом, а страна входит в пятерку основных партнеров Узбекистана и на ее долю приходится 5-6 процентов от всего экспорта плодоовощной продукции республики. Притом, что Турция сама ежегодно экспортирует фрукты и овощи примерно на 1,5 миллиарда долларов, а сельское хозяйство составляет около 15 процентов от ее экономики. Так, что выводы делайте сами.

Возвращаясь к Узбекистану, можно отметить, что если сравнить показатели роста экспорта и производства плодоовощной продукции, то можно увидеть, что с каждым годом значительно увеличивается доля экспорта и соответственно снижается доля внутреннего потребления. А с учетом роста цен и снижения качества фруктов и овощей, все это приводит к довольно печальным выводам.

Конечно, руководство страны старается нивелировать разницу между ростом экспорта и производства плодоовощной продукции. Так, в текущем году на 150 тысяч гектаров будут сокращены площади посевов хлопчатника и зерновых культур , на которых планируется выращивать другие сельскохозяйственных культуры. Но все же не покидает ощущение, что это не принесет большого эффекта и ситуация на внутреннем рынке плодоовощной продукции продолжит ухудшаться.

Напомним, что в 2016 году уже были увеличены посевные площади сельхокультур за счет сокращения посевов хлопчатника на площади 30,5 тысяч гектаров. Благодаря этому посевные площади овощной увеличились до 172,6 тысяч гектаров, картофеля – до 86,3 тысячи гектаров, бахчевых культур – до 26,3 тысячи гектаров.

Помимо этого на площади 5,2 тысячи гектаров разбиты новые сады, проведена реконструкция садов – на 5,7 тысячи гектаров, виноградников – на 3,2 тысячи гектаров, а также на площади 163 гектара создано более 4,2 тысяч теплиц, установлены 16 новых холодильных камер для хранения 10,5 тысяч тонн плодоовощной продукции.

Но большого эффекта от этого не было. так в 2017 году объем собранных овощей увеличился на всего лишь на 1,4 процента и составил 11,4 миллиона тонн, плодов и ягод – на 1,1 процента до 3,1 миллиона тонн, картофеля – на 1,9 процента до 3 миллионов тонн, бахчевых культур – на 2,4 процента до 2,1 миллиона тонн, винограда – на 0,8 процента до 1,75 миллиона тонн. (nuz.uz/Пищепром Украины)

Добавить комментарий