Популярность веганских аналогов мяса, рыбы и даже яиц за последние годы выросла в несколько раз. Такая еда активно преподносится как более полезная — как для человека, так и для природы. Но, несмотря на всплеск спроса, в 2021 году продажи таких продуктов неожиданно для многих просели. Издание “Коммерсант” попытался разобраться, что стоит за выбором потребителей и какие перспективы у рынка альтернативных продуктов.
До недавнего времени рынок мясозаменителей рос уверенными темпами. По данным Plant Based Foods Association, в 2019 году продажи всех продуктов питания в розничных магазинах США выросли на 2,2%. В то же время продажи веганских продуктов подскочили на 11,4%. В 2020 году эти цифры были еще более впечатляющими — 27% против среднего показателя по рынку в 15%. А продажи растительного мяса в США выросли за год на 45% — с $962 млн в 2019 году до $1,4 млрд в 2020 году. На волне столь быстрого развития рынка аналитики предсказывали стабильный и серьезный рост всей индустрии на все ближайшее десятилетие — в среднем на 18% в год.
Однако в 2021 году на этом рынке что-то пошло не так. За взрывным ростом последовал неожиданный спад.
Так, по данным SPINS, продажи веганского мяса в США упали по итогам года на 0,5%.
Спад продаж наблюдался и в Великобритании. Это заставило экспертов гадать, что стало причиной такого поворота и что ждет рынок в ближайшем будущем.
В последнее время растительные заменители мяса часто преподносятся как способ спасти планету от повышенного уровня выбросов парниковых газов. По данным ООН, 14,5% всех парниковых газов приходятся на животноводство. А пару лет назад ученые даже разработали специальную диету, которая якобы позволит спасти нашу планету от глобального потепления, а человечество — от вымирания. Диета предусматривает потребление рыбы, мяса и прочих продуктов животного происхождения в минимальных количествах. Получать же все необходимое для организма ученые предложили из овощей, фруктов, бобовых и орехов.
Согласно исследованию Good Food Institute, основными факторами, влияющими на решение потребителей при выборе продуктов, являются их вкус, цена и польза для здоровья. Вкус — понятие субъективное. В данном случае главным критерием успеха растительного мяса становится его схожесть как по вкусу, так и по текстуре, и даже по запаху с настоящим мясом. Производителей, выпускающих сегодня растительные аналоги мяса, сотни. А научные специалисты компаний с переменным успехом (иногда даже прибегая к помощи искусственного интеллекта) выпускают продукт, похожий по своим характеристикам на мясо.
Пользу такого «мяса» попытались выяснить специалисты Школы общественного здравоохранения Университета Миннесоты. Они изучили образцы 37 продуктов растительной говядины и сравнили их пищевую ценность и ингредиенты.
Выяснилось, что, несмотря на частое мнение о большей пользе веганских продуктов, заменители мяса уступают по некоторым показателям своим натуральным конкурентам.
Так, например, в них заметно меньше белков, цинка и витамина B12. При этом некоторые образцы содержали повышенное количество натрия.
Но есть у таких продуктов и положительные характеристики — меньше насыщенных жиров и больше клетчатки, фолиевой кислоты и железа, что полезно для организма человека.
Внезапному росту популярности мясозаменителей в пандемию способствовали экономические условия. Коронавирус привел к серьезным перебоям как в животноводческом секторе, так и в цепочках поставок. Многие фермерские хозяйства по всему миру закрывались на карантин и до сих пор испытывают нехватку рабочих рук. Одна только индустрия производства говядины понесла убытки на $13,6 млрд, говорится в докладе CB Insights. Это ожидаемо привело к росту цен на ту же говядину. В США, например, по итогам декабря годовой рост цены составил 18,6%.
Растительное мясо все еще дороже настоящего — примерно в два раза. Но, как следует из доклада BCG и Blue Horizon Corporation, уже в скором будущем соотношение цен между этими двумя типами мяса кардинально изменится. Уже в 2023 году растительные заменители мяса, молока и яиц должны cравняться как по вкусу, так и по цене с их природными аналогами, а впоследствии стать выгоднее для покупателей. Альтернативные продукты, изготовленные из микроорганизмов, таких как грибы, дрожжи и одноклеточные водоросли, достигнут паритета с их традиционными аналогами к 2025 году. А к 2035 году, уверены аналитики, этого же паритета достигнет и искусственное мясо, выращиваемое в лабораториях из клеток животных. Тогда альтернативные мясо, рыба, яйца и многое другое наконец перестанут быть нишевым явлением. Весь рынок достигнет объема в $290 млрд и займет 11-процентную долю от общего рынка белковых продуктов. (foodnewsweek.ru/Пищепром Украины)