Отрасль птицеводства постепенно приходит в себя от шокового состояния, вызванного началом войны, восстанавливает довоенный уровень производства, обеспечивая продовольственную безопасность и стабилизацию ценовой ситуации на потребительском рынке Украины.
В прошлом году больше всего пострадал яичный сектор, который столкнулся с проблемами в реализации скоропортящейся продукции, галопирующим падением отпускных цен и потерей существенной доли производственных мощностей в зонах боевых действий.
С началом войны вследствие нарушения всех логистических маршрутов, мобилизации и увольнения работников, остановки экспорта, запрета импорта, проблем с обеспечением кормами, кормовыми добавками, ветеринарными препаратами, просрочки розничными сетями сроков расчетов за поставленную продукцию, нехваткой оборотных средств, горючего, на предприятиях сектора произошли нарушения во всех производственных процессах. Производители яиц вынуждены были внепланово избавляться от поголовья кур-несушек и начали пропускать посадки птицы, на что влияла катастрофически низкая цена реализации и неопределенность развития военных действий.
Особенностью ценообразования на рынке яиц является ярко выраженная сезонность из-за значительной доли домохозяйств в структуре производства (более 50%). Дешевые промышленные яйца обычно в весенне-летний период, что связано с увеличением предложения от хозяйств населения, изменением рациона питания и условий хранения яиц в период действия повышенных температур. И наоборот, с уменьшением производства в осенне-зимний период цены увеличиваются. Фактически от того, какая ценовая ситуация сложится в осенне-зимний период и зависит финансовый результат предприятий в течение года. Конечно, не нужно забывать о себестоимости производства яиц, основную часть в которой занимает стоимость комбикормов.
К фактору сезонности в прошлом году добавились выезд значительной части населения за пределы государства, внутригосударственное перемещение людей, снижение покупательной способности населения из-за потери или сокращения заработных плат, фактическая остановка экспорта, привели к сокращению потребления яиц и накоплению значительных остатков на предприятиях. Цена реализации опускалась в три раза ниже уровня себестоимости. Фактически с февраля по август производители несли убытки из-за ценовой ситуации на рынке.
Нетипичным фактором роста себестоимости яиц осенью было содержание поголовья возрастной птицы, которую вовремя по объективным причинам не заменили. Затраты на ее содержание были достаточно высокими, а производительность и качество яиц низкими, что влияло на ценообразование всей продукции предприятия.
На планы производителей по обновлению поголовья существенно повлияли перебои с энергоснабжением в конце прошлого года. Использование резервных источников питания не только существенно увеличило себестоимость производства продукции, но и повысило риск потери поголовья птицы вследствие возможных сбоев в их работе. Это привело к смещению плановых мероприятий по обновлению поголовья, которое для отдельных производителей завершилось только в апреле этого года.
Ассоциация постоянно отслеживает баланс на рынке куриного яйца, и с уверенностью заявляет, что в Украине за последнее десятилетие ни разу не был допущен дефицит яиц на внутреннем рынке, рынок оставался профицитным даже несмотря на сокращение производства в последние годы. Сокращался экспорт и переработка яиц, но насыщение продукцией внутреннего рынка всегда было приоритетным для всех производителей яиц.
Уже сегодня можно купить яйца в розничной сети от 25 до 35 грн. за десяток. Более того, перед Пасхальными праздниками и после них национальные розничные сети осуществлялась реализация яиц по акционным ценам от 19,90 до 29,90 грн. за десяток. Это свидетельствует о физической и ценовой доступности продукта в этот период, при этом ажиотажного спроса со стороны потребителей не наблюдалось.
На конец мая, по сравнению с мартом, оптово-отпускные цены производителей уменьшились как минимум на 50%, за это время фиксировались периоды снижения отпускных цен втрое ниже мартовских. К сожалению, по независимым от производителей причинам, динамика изменений потребительских цен не всегда синхронно меняется с оптово-отпускными ценами производителей, поэтому для конечных потребителей уменьшение цен было менее ощутимым.
Именно восстановление прибыльности производства яиц, которое, наконец, за долгое время наблюдалось последние полгода, простимулировало производителей к инвестициям в дальнейшее поддержание и развитие этого бизнеса. Наращивание и обновление поголовья активно продолжается с октября прошлого года. Как следствие, имеем увеличение производства яиц в марте на 10% по сравнению с декабрем прошлого года, а до конца года ожидаем еще дополнительных 20% роста объемов производства. На полках магазинов наблюдается существенное снижение цен на яйца.
Наконец возобновляется экспорт яиц, приносящий стране валюту, столь необходимую сегодня в условиях войны. За 4 месяца 2023 экспортеры вышли на объемы экспорта 2021, это хоть и значительно меньше предыдущих периодов, но позволяет с оптимизмом смотреть в будущее, учитывая те существующие логистические проблемы с украинским экспортом сегодня. В период сезонности экспорт избытка яиц будет служить определенным стабилизатором внутренних цен, поскольку убыточность производства в летний период может привести к внеплановому сокращению поголовья производителями, что в свою очередь будет иметь негативные последствия в перспективе для потребителей из-за возможного существенного подорожания продукции осенью. (УАК/Пищепром Украины)