Специалисты EastFruit отмечают крайне низкую активность отгрузок персика из Узбекистана на внешние рынки, несмотря на то, что в это время года сезон экспорта персика входит в активную фазу. По их мнению, примерно пятую часть нынешнего сезона экспорта узбекского персика можно считать потерянной.
Персик является вторым по значимости источником экспортной выручки во фруктовом сегменте Узбекистана и уступает лишь свежему столовому винограду. Как правило, экспорт персиков из Узбекистана начинается в июне с началом массового сбора этого фрукта в республике. В зависимости от меняющихся погодных условий из года в год, на июнь приходится от 3% до 16% годового объема отгрузок на внешние рынки. За последние 5 лет, в июне было отгружены на экспорт от одной до нескольких тысяч тонн персиков из Узбекистана, а 2020 году – более 12 тыс. тонн! Но, в нынешнем сезоне, по мнению специалистов EastFruit, на внешние рынки были отгружены лишь единичные партии персика.
В июле экспорт персика из Узбекистана входит в активную фазу, на долю отгрузок в этом месяце приходится от трети до половины всего годового объема экспорта. Но, несмотря на завершение первой декады июля через несколько дней, активность отгрузок персика на экспорт остается крайне низкой для этого времени года.
Основной причиной является высокая цена персика нынешнего сезона в Узбекистане. По состоянию на 1 июля 2020 года средняя оптовая цена качественного персика на столичных рынках республики составляла 18 000 сум за кг ($1,7), что примерно 3 раза выше, чем на аналогичную дату в 2020 году и 4 раза выше, чем в 2019 году. Для сравнения, на основном и традиционном рынке экспорта узбекского персика – в России средняя оптовая цена на этот фрукт всего на 20 центов выше и на эту же дату составляла $1,9 за кг. При этом, экспортеры из Турции предлагают поставки персика по цене $0,90-0,95 за кг на условиях FCA. Кроме того, на начало июля 2021 года, средние оптовые цены на персик в Таджикистане были 3 раза, а в Грузии – в 4,5 раза ниже, чем в Узбекистане. Соответственно, экспортеры из этих стран могут поставлять этот фрукт на рынок России по ценам намного ниже, чем из Узбекистана.
В свою очередь, высокие цены на персик в Узбекистане свидетельствует о низкой урожайности в сезоне-2021, причины которого кроются в погодных аномалиях, наблюдавшихся в Узбекистане зимой и в начале весны этого года. Хотя, основные регионы по экспорту персиков – Ферганская долина и Хорезмская область – пострадали в меньшей степени, однако ущерб от заморозков в центральной полосе и южной части Узбекистана для персиковых садов был значительным. В конце марта ущерб урожаю персиков от погодных аномалий в центральной и южной части страны оценивался от 50% до 70%.
В середине июня 2021 года EastFruit уже писал о том, что «Ценам персика в Узбекистане придётся сильно упасть, чтобы конкурировать с Турцией на рынке РФ», однако, цены на этот фрукт в республике остается все еще значительно выше, чем в странах – основных конкурентах на российском рынке.
Напоминаем, что в последние несколько лет Узбекистан активно наращивает экспорт персиков и с 2018 года входит в десятку крупнейших экспортеров мира. С 2017 по 2020 год объем экспорта персика в натуральном выражении вырос почти в два раза, с 43,1 тыс. до 85,8 тыс. тонн. В 2020 году, Узбекистан занял 5 место по физическому объему экспорта персика и 8-место в мире в стоимостном выражении.
Учитывая, что период массовой отгрузки на экспорт персика из Узбекистана длится около 100 дней, примерно пятую ее часть можно считать уже потерянной для узбекских экспортеров данного фрукта. Следовательно, говорить о достижении прошлогодних объемов не приходится, а итоговые показатели экспорта персика в сезоне-2021 будут зависеть от дальнейшей динамики цен на него в Узбекистане и на внешних рынках. (АПК-Информ/Пищепром Украины)