Наиболее крупным сегментом рынка фруктовых соков традиционно является рынок апельсинового сока. Из-за значительных объемов мирового производства, потребления и торговли рынок апельсинового сока характеризуется наиболее заметным (по сравнению с другими соками) числом участников, достаточно большим числом заключаемых контрактов купли-продажи, регулярностью и широкой географией поставок, сформировавшимся уровнем цен.
Подавляющая часть мирового производства апельсинового сока (включая замороженный концентрат) сосредоточена в Бразилии и США. В 2011 г. в Бразилии было выпущено 1260,0 тыс. т, а в США – 687,5 тыс. т апельсинового сока. С огромным отставанием от лидеров следовали ЕС (98,3 тыс. т), Мексика (70,0 тыс.), Китай (24,3 тыс.) и Австралия (10,0 тыс.).
В Бразилии производство апельсинового сока имеет ярко выраженную экспортную ориентацию: в 2011 г. на мировой рынок было направлено 1230,0 тыс. т, или 97,6% всего произведенного продукта. В США, напротив, индустрия по производству апельсинового сока работает в основном на внутренний рынок: в 2011 г. экспортные отгрузки составили только 110,0 тыс. т, или 16% всего выпущенного в стране сока.
В 2012 г. дела бразильских экспортеров апельсинового сока идут не так успешно, как раньше. По данным Министерства внешней торговли Бразилии, в июне 2012 г. стоимость экспорта сократилась на 17,0% по сравнению с тем же месяцем 2011 г. (с $211,5 млн. до $175,6 млн.) и на 1,7% – по сравнению с маем текущего года. Еще более резко снизился физический объем экспорта апельсинового сока: в июне 2012 г. он составил только 125,8 тыс. т, что на 33,7% меньше, чем в том же месяце 2011 г. (189,6 тыс.), и на 9,6% меньше, чем в мае текущего года (139,1 тыс.). Из-за сокращения экспорта общий объем запасов апельсинового сока (включая замороженный) в Бразилии вырос за год более чем на 51% и составил, по состоянию на 30 июня 2012 г., 324 тыс. т (на ту же дату 2011 г. – 214 тыс.).
Средняя цена на апельсиновый сок, экспортируемый из Бразилии, в июне 2012 г. выросла до $1396/т по сравнению с $1115/т в июне 2011 г., т. е. на 25,1%, что в конечном счете и обусловило более низкие темпы снижения стоимости экспорта бразильского апельсинового сока по сравнению с количественными показателями.
В целях расширения экспорта ведущая экспортно-импортная компания Бразилии “BrazArtis” начала масштабную маркетинговую кампанию, направленную на продвижение замороженного концентрированного апельсинового сока и апельсинового масла холодного отжима в страны Персидского залива. Несмотря на слабые показатели экспорта в середине года, директор по развитию бизнеса компании “BrazArtis” Я. Дуброва с оптимизмом смотрит на перспективы всего 2012 г. и рассчитывает на то, что благодаря высокому урожаю апельсинов, прогнозируемому в текущем году, компания сможет поставлять иностранным клиентам высококачественные концентраты и экстракты апельсинового сока по выгодным ценам.
В отличие от Бразилии, которая регулярно повышает экспортные цены на апельсиновый сок, на внутреннем рынке США, несмотря на снижение внешнего спроса, с конца 2011 г. наблюдается устойчивое падение цен на эту продукцию, причем его темпы ускоряются. В I квартале 2012 г. средняя стоимость фьючерсных контрактов на концентрат апельсинового сока на бирже ICE (с ближайшим сроком поставки) опустилась на 2,66%, и в начале апреля майские фьючерсы торговались по $1,63-1,65/а. ф. К началу августа стоимость фьючерсов упала до $1,13/а. ф. (с поставкой в сентябре), и даже шторм в Карибском море, представлявший непосредственную угрозу штату Флорида, где собирается 80% урожая апельсинов в США, вызвал лишь кратковременный подъем цен на апельсиновый сок примерно на 7%.
В Европе ведущим производителем и основным потребителем фруктовых соков является Франция. По данным Союза производителей фруктовых соков этой страны “Unijus”, в 2011 г. совокупные продажи всех фруктовых соков во Франции составили 1,64 млрд. л. Особой популярностью у французских потребителей пользуются натуральные фруктовые соки (pure juices): в 2011 г. на них пришлось 49,7% всех продаж соков, в том числе 29,7% – концентрированных соков и 20% – нектаров. В структуре продаж по отдельным торговым заведениям лидировали крупные и средние супермаркеты, где было реализовано 63% всех фруктовых соков, далее следовали дискаунты – 26% и заведения общепита (рестораны, кафе и бары) – 11%.
Отличительной особенностью 2011 г. во Франции стал рост цен на фруктовые соки: средняя розничная цена на натуральный сок на внутреннем рынке повысилась примерно на 7,3% – до 1,61 евро/л. С 2004 г. по 2011 г. цены на соки не менялись и оставались на уровне 1,50 евро/л. Рост розничных цен продавцы объясняют двумя причинами. Первая причина – в значительном повышении за последние три года цен производителей, которое торговцы не могли больше игнорировать. Кроме того, свой вклад внесло резкое удорожание упаковочных материалов. Популярная среди потребителей соков ПЭТ-упаковка за последний год подорожала почти на 50%.
По данным Российского союза производителей соков, объем российского рынка соков (фруктовых и овощных) вырос в 2011 г. на 3% (в физическом выражении) и достиг 3,1 млрд. л. По объему производства соков Россия занимает четвертое место в мире после США, Германии и Китая. Такое же место страна занимает и по объему потребления соковой продукции.
В то же время по объему потребления соков на душу населения Россия пока заметно отстает от США и стран Западной Европы. По данным директора по маркетингу одной из крупнейших российских компаний-производителей соков “Мултон” П. Филиппенко, каждый житель указанных стран ежегодно выпивает в среднем 30 л соков, а в России – только 20 л. Правда, по сравнению с началом текущего столетия в этой области достигнут весьма значительный прогресс: в 2000 г. потребление соков на душу населения составляло в России только 5 л. В структуре потребления соков российскими потребителями основная часть приходится на нектары – 12 л, прочие соки – 6 л, сокосодержащие напитки – 2 л.
Доля соков и концентратов российского производства в 2011 г. достигла приблизительно 95%. Существенную долю российского рынка занимают дочерние предприятия известных мировых производителей “PepsiCo” и “Coca-Cola”, однако поскольку их производственные мощности расположены в России и указанным продуцентам принадлежит ряд российских брэндов, они с полным правом могут считаться производителями РФ. Доля импортной соковой продукции составляет на российском рынке не более 5%. (БИКИ/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)