Временная остановка экспорта, падение цены на яблоки, большие запасы в хранилищах, ухудшение или остановка работ в садах — таким было начало совпадающего с войной садоводческого сезона. С тех пор ситуация несколько стабилизировалась. Хозяйства еще имеют запасы прошлогодних яблок в хранилищах, однако экспорт удалось «вытащить». Этому в большей степени способствовало то, что садоводы успели хорошо поработать в начале российской агрессии.

«Несмотря на значительный негатив, который ощутил рынок яблок после российского вторжения в Украину, довоенный период для сезона 2021-2022 оказался удачным, — говорит Владимир Гуржий, руководитель компании USPA Fruit. — У него были все признаки стать рекордным по экспорту».

Тот садовник, кто использовал все технологии, не экономил на агрохимии и роботах и ??сделал ставку на премиальные сорта, даже в условиях войны имел преимущества и смог, если не получить прибыль, то не обеднеть. К тому же погодные условия этих весны и лета способствовали высокому качеству плодов.

Хозяйства, снизившие планку ухода за садом, рискуют получить низкое качество, слабую подготовку деревьев к зиме и, как следствие, проблемы с вегетацией и урожаем в следующем году. Последствия военного положения для садоводства и ягодничества может немного компенсировать государственная грантовая программа по закладке новых площадей, которая заработала с 1 июля. Об этом, а также итоги прошедшего сезона и прогнозы на будущее в обзоре «Садоводства по-украински» на основе мнений экспертов рынка.

До начала войны украинское яблоко экспортировали рекордными темпами, но в целом этот сезон яблока для украинских производителей был не столь успешным. Год назад Украина была первой по темпам наращивания экспорта яблока, хотя и занимала 36 место в рейтинге экспортеров. Некоторые производители-экспортеры на Востоке и Юге Украины полностью потеряли не только урожаи яблок, но и свои сады, причем многие с яблоком премиального качества.

«Фермеры рассказывают УПОА, как российские ракеты попадали в сады, уничтожая их полностью, а также в промышленные здания, новые холодильники. Некоторые успели только вывезти какое-то оборудование, в частности, линии сортировки продукции, к другим производителям, в более безопасные города и регионы, а некоторые потеряли все», — отмечает Катерина Зверева, директор по развитию Украинской плодоовощной ассоциации (УПОА). Низкие цены на яблоко и чрезмерное предложение — такие основные тренды текущего сезона называет эксперт.

В Украине цена на яблоко нового урожая упала ниже уровня прошлого года. Это связано, прежде всего, с низким спросом на яблоко летних сортов урожая 2022 года. При этом урожай яблок в Украине в этом году оценивается на достаточно высоком уровне. Однако шансы продать его по приемлемым ценам имеют далеко не все украинские садоводы. Цены резко упали именно после начала войны и достигли расчетного паритета с ценами на промышленное яблоко.

«Если считать правильно, то яблоко обычного качества, которое соответствует 1 категории, поставленное в розничные сети, за минусом расходов на упаковку, работу, доставку, бонусы сетей, по цене не будет сильно выигрывать по сравнению с яблоком, которое можно было сдать на переработку, да и средства вернутся быстрее. Поэтому большие объемы яблок, в частности товарных, были переработаны в концентрированный яблочный сок именно в период после начала войны», — объясняет Владимир Гуржий.

По оценкам аналитиков Международной плодоовощной платформы EastFruit, стоимость яблок нового урожая в Украине уже в среднем почти на 35% ниже, чем в августе прошлого года. Большинство ключевых игроков рынка предполагает, что отпускные цены в этом сегменте будут снижаться и дальше, если ситуация с темпами реализации не изменится.

«Успешнее складывается ситуация у тех производителей, которые заранее вкладывались в производство яблок премиальных и популярных сортов, на которые есть спрос в мире», — говорит Катерина Зверева.

Мария Лакеева, эксперт плодоовощного рынка Украины, называет ситуацию с яблоками в этом году двоякой. С одной стороны, погодные условия способствовали тому, что сады нормально перезимовали, да и в период созревания не было существенных осадков, способствующих развитию болезней. С другой — производители часто вынуждены были нарушать технологии из-за невозможности проведения всех обработок и подпиток по тем или иным причинам — финансовые, логистические или кадровые проблемы.

«Поэтому, к сожалению, урожай яблок в этом году будет заметно ниже по сравнению с прошлым годом. Кроме того, могут возникнуть проблемы с хранением опять же из-за нарушения технологий производства», — прогнозирует Лакеева.

Экспортный сезон закончился, констатирует Владимир Гуржий, хотя остатки яблок еще есть в хранилищах. Эксперт оценивает объем поставок за границу сезона 2021-2022 в 56 тыс. тонн. Мария Лакеева называет этот результат лучшим за последние пять сезонов. Для сравнения: по итогам 2020-2021 годов экспорт составил 17 тыс. тонн.

Яблоки были экспортированы и после начала войны. Благодаря этому производители несколько разгрузили внутренний рынок, и в конце сезона остатки в хранилищах несущественно превышали показатели прошлых лет, говорит Мария Лакеева. К тому же, часть урожая производители отдавали как гуманитарную помощь, что также повлияло на конечные остатки.

«После начала войны продажи и экспорт остановились вообще. Некоторое время было не до яблок, – рассказывает Владимир Гуржий. — Мы занимались собственной безопасностью и безопасностью команды, волонтерили и разрабатывали оперативный антикризисный план. Через несколько недель у нас были готовы экспериментальные логистические маршруты и решения. Конечно, на сегодняшний день эти решения изменились, отшлифовались».

Сейчас у украинских экспортеров несколько рабочих вариантов логистики, которые работают, обеспечивают холодную цепь и прогнозируемость сроков выполнения графиков поставки, говорит эксперт. Все маршруты проходят через европейские порты, в рамках которых могут быть привлечены как прямое представление контейнеров на территорию Украины, так и сложная логистика с так называемой «перетаркой» на базе инфраструктуры порта.

По данным USPA Fruit, основным рынком сбыта яблок в сезоне 2021-2022 гг. стала беларусь (20 тыс. тонн). После запрета поставок яблок из Польши украинские экспортеры оперативно включились в экспорт в эту страну. Далее в списке крупнейших импортеров из Украины следуют ОАЭ (6,2 тыс. тонн), Саудовская Аравия (3,1 тыс. тонн). Эти две арабские страны наращивают поставки украинского яблока из года в год и, по мнению Владимира Гуржия, их потенциал еще до конца не раскрыт.

Стоит выделить рынки Австрии (3,9 тыс. тонн) – яблоко на переработку, Молдовы (1,5 тыс. тонн) – вероятный реэкспорт, Малайзии (1,1 тыс. тонн) – на этот рынок почти весь объем поставила компания USPA Fruit , Оман (около 1 тыс. тонн). Рынок Омана может быть также перспективным, особенно для яблок калибра «меньше среднего», или 138/150 в пересчете на калибр яблока, поставляемого в бушеле. «Наша компания видит перспективу в поставках в Африку, мы развивали Мавританию и Джибути (порт на востоке Африки, через который яблоко попадает и в другие африканские страны)», — говорит Владимир Гуржий.

Чтобы завершить экспортный сезон окончательно, нужно собрать всю дебиторскую задолженность и рассчитаться с кредиторами, считает эксперт USPA Fruit. К счастью, дебиторка компании значительно превышает кредиторку, и кредиторы не имеют рисков потерять средства, уверяет Владимир Гуржий.

«Думаю, что все украинские экспортеры сейчас в одинаковых условиях, ведь замороженный НДС, который должны были возместить, до сих пор (на 10 августа) не возместили за январь. Именно в его части лежит прибыль экспортеров, то есть можно сказать, что они работают без прибыли с начала года. Также к началу войны в порту Южный ждали выход наши восемь контейнеров яблок, позже они были изъяты на нужды ВСУ. С девальвацией гривни прибавляется еще один вызов, наш кредит НДС уже облегчился почти на 40%. Одна известная сеть в беларуси не выплачивает нам долг за поставленные яблоки еще в довоенный период», – рассказывает Владимир Гуржий.

Украинским производителям будет тяжело заменить экспорт яблок из Украины в беларусь, считает Катерина Зверева, ведь до войны его доля была 40%. Также прикрылись серые каналы поставок яблока в рф.

«У производителей, которые предлагают на рынке яблоко высокого качества и экспортных сортов, есть возможность в этом году продать его в Испанию, Португалию, Венгрию, страны Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Хотя следует понимать, что конкуренция на этих рынках велика, особенно в странах Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, учитывая тот факт, что основные поставщики региона США и Китай недополучили урожай. К тому же в этом сезоне в странах Евросоюза самый большой урожай за последние три года и значительно выше среднего за последние 5-10 лет», — говорит Катерина Зверева.

Правительство запустило целый ряд грантов в поддержку садоводства, ягодничества, виноградарства, создания теплиц и перерабатывающего производства, микрогранты для начала собственного бизнеса. В комплексе все это выглядит довольно эффективно, если заметить, что эти гранты можно принимать одновременно. В сочетании они помогут усилить бизнес, например полным циклом производства и увеличением срока плодоношения с помощью теплиц.

Грант может получить любое юридическое лицо или ФЛП, если имеет землю в собственности или аренде сроком не менее 7 лет. Надо иметь проект предприятия, в некоторых случаях и бизнес-план. Размер пособия — от 140 тыс. гривен до 400 тыс. гривен на 1 га, из расчета, что это 70% стоимости закладки сада, а 30% должен внести грантополучатель из собственных средств. На эти деньги можно создать от 1 до 25 га насаждений. В течение пяти лет работы грантового проекта фермер должен платить налоги, но их сумма должна составлять не менее 50% объема выданного гранта.

Еще одно обязательное условие — нужно создать определенное количество новых рабочих мест в расчете на максимально возможные 25 га. Это шесть постоянных для сада (5 для орешника) и 10 для ягодника. Сезонных должно быть 250 для сада (125 для орехов) и 375 для ягодника.

Заявку на грант вместе с проектом подают через онлайн-ресурс «Дия». Ее рассматривает сначала Ощадбанк на наличие задолженностей перед банками, проблем с законом, действительности документов и т.п. Затем экспертный совет Минагрополитики Украины на основе проектов отбирает победителей.

Несмотря на то, что некоторые условия программы вызывали у садоводов много вопросов, в целом они и эксперты рынка оценивают ее положительно. Да, наиболее противоречивые моменты — количество обязательных рабочих мест, стоимость гектара и необходимость возврата средств за пять лет для тех, у кого пока нет действующего предприятия.

Многие считают, что количество мест завышено в несколько раз и может лечь большим бременем на бизнес. Садовод прежде всего думает об эффективности своего хозяйства, а не о создании рабочих мест, говорят производственники. Однако правительство декларирует основную из целей гранта — именно трудоустройство украинцев, из-за войны оставшихся без работы, мигрировали в другие регионы.

Расчетная стоимость закладки гектара (более $15 тыс./га со средствами фермера), по мнению садоводов, также не дотягивает до вложений в современный сад, где можно выращивать яблоки экстракачества на экспорт, а это не менее $50 тыс./га. Просто увеличивать посадочные площади под яблоки без расчета на внешние рынки нет смысла, потому что в Украине их перепроизводство. Но это не касается всех остальных культур.

По наблюдениям экспертов, сейчас программа движется не так быстро, как всем хотелось бы. Почти через два месяца выдано 18 грантов. «Да, будут появляться новые проекты, но они скорее компенсируют потери на Востоке и Юге. Ведь сейчас даже не говорим об оккупации, а о физическом разрушении и повреждении хозяйств в тех регионах, где продолжаются активные боевые действия», – говорит Мария Лакеева.

Перед закладкой любого сада или ягодника производитель должен сначала решить, куда он хочет продавать свою продукцию, добавляет эксперт. От этого будет зависеть, например, сортовой состав в начале, а затем и дополнительное оборудование для постобработки (сортировочные и упаковочные линии, охлаждение и т.п.). Во всяком случае, сначала нужно изучить потенциальный рынок сбыта, а потом уже делать существенные капиталовложения.

Тем производителям, которые готовы рисковать и создавать новые сады, необходимо воспользоваться программами поддержки, считает Владимир Гуржий. Выбор всегда должен делать хозяин, хотя при закладке садов следует планировать экспортный вектор. Это потом не помешает продавать яблоко по более высокой цене и на внутреннем рынке.

Ставку, по совету Владимира Гуржия, нужно делать на яблоки таких сортов и качества:

«Гала» – полосатых, не слишком темных клонов;

«Ред Фуджи» – это коммерческое название сорта. пользуются спросом именно ярко окрашенные красным яблоки с окраской не менее 70%;

«Гренни Смит» – только для регионов, где можно выращивать яблоки этого сорта без розового румянца;

«Ред Делишес» – темных клонов; использовать технологию по удлинению плодов;

«Голден» – если вы готовы иметь дело с хрупкими плодами.

«По моему мнению, другие сорта — либо оппортунизм, либо вчерашний день, хотя, конечно, продать можно все, главное — с какими усилиями и ресурсами», — резюмирует Владимир Гуржий.

Следовало бы вспомнить и ягоды. Каждый год голубике прогнозируют кризис, ведь насаждения происходили интенсивно, и будто вот уже должно быть перенасыщение, но нет, еще рано бить тревогу. Хотя, по мнению Владимира Гуржия, перенасыщение произойдет уже скоро, и тогда голубику начнут морозить. Свежая малина – самая дорогая из ягод почти в любой стране мира.

«С точки зрения технологии, ее считают несложной, но где украинскую малину экспортируют в свежем виде?… Экспортируют, но только в замороженном, хотя последние годы очень удачно. Земляника садовая — посажено много, а экспортировать нечего, хотя потенциал велик. Экспорт ягоды в свежем виде нуждается в определенных технологиях, акцент на транспортабельности», — отмечает руководитель USPA Fruit.

Благодаря погодным условиям, урожай яблок 2022 года имеет хороший потенциал как в качественном, так и объемном выражении, считают эксперты. Конечно, некоторые производители были вынуждены экономить на агротехнологии, но в целом экспортоориентированные производители уложились в технологию, и именно на них надежда в сезоне, который начнется уже совсем скоро. Большая часть Украины оккупирована, и до деоккупации, скорее всего, объем яблок, который выращивают оккупированные восточные и южные регионы, будут поставлять в страну-агрессор и теперь их нельзя включать в прогноз.

«К сожалению, я не могу прогнозировать и высокие цены в новом сезоне, ведь внутреннее потребление довольно сильно упало из-за вынужденной миграции украинцев, также значительно упала покупательная способность, потому что экономика испытывает удар», — говорит Владимир Гуржий.

Цены на упаковочные материалы выросли и будут расти по мере удешевления гривны, логистика стала значительно дороже, еще подорожают энергоносители. Все это будет давить на цены на яблоки, и, по прогнозу Владимира Гуржия, стоимость самого яблока не будет превышать 30% в структуре себестоимости поставленного яблока на рынок потребления. То есть экспортерам нужно будет приложить 70% процентов расходов к себестоимости для того, чтобы осуществить экспорт.

«При нынешней экономике – это будет непросто, – считает эксперт USPA Fruit. — Также среди трендов будет вопрос возврата НДС экспортерам, ведь по состоянию на середину августа, например, наша компания еще не получила даже за январь, что сильно влияет на всю цепь от фермера до поставщиков других составляющих».

Трудно ожидать высокой цены на внутреннем рынке, но и экспорт может показаться «дешевым», добавляет Владимир Гуржий. Урожай в Европе прогнозируют даже на более высоком уровне, чем год назад. Идут на рекорд Турция и Иран — конкуренты Украины, ведь все они будут поставлять одновременно на одни и те же рынки сбыта. Ожидают большой урожай в Сербии, и, учитывая качество, у них тоже должно быть все хорошо, потому что они почти весь урожай выращивают под противоградовыми сетками. Даже по сравнению с сербами, украинцы сейчас в менее выгодной ситуации, осложненной логистическими затратами. Они отличаются от восточноевропейских едва ли не вдвое или на $3-5 тыс. на одном контейнере яблок, в зависимости от того, из какого региона Украины его везут.

«Да, несмотря на определенный негатив, я считаю, что следует и дальше экспортировать. Экспорту в новом сезоне с Божьей и помощью ВСУ — быть», — резюмирует Гуржий. (EastFruit/Пищепром Украины)

Добавить комментарий