Фермеры во всем мире — выращивающие в совокупности более 40 млрд свиней, коров, овец, барашков и птицы — столкнулись с дефицитом зерна и сои, который привел к рекордно высоким ценам на корма.
Кроме того, выросли счета на все остальное, от электричества для обогрева сараев до грузовиков для перевозки животных. Еще до начала военного конфликта на Украине фермерские хозяйства пострадали от засухи, убившей посевы, и вспышки птичьего гриппа во многих регионах, сократившей популяцию птицы на миллионы особей.
Удары сыпятся на хозяйства со всех сторон, вынуждая их продавать скот или сокращать разведение. Это значит, что в долгосрочной перспективе мяса будет меньше, а стоить оно будет дороже. Показатели забоя мясных коров в США достигли рекордных значений с 1986 года. Эти коровы не родят телят, что приведет к сокращению стада.Мясо, которое уже стоит рекордно дорого, в ближайшем будущем не подешевеет, усиливая давление на бюджеты домохозяйств, которым приходится справляться с растущими ценами на другие товары первой необходимости. С начала 2022 года индекс цен на мясо, рассчитываемый Продовольственной и сельскохозяйственной организацией в рамках ООН, вырос на 10% и достиг рекордного уровня в апреле. В США бекон, куриные грудки и говяжий фарш еще никогда не стоили так дорого.
Согласно официальным прогнозам, производство курицы, свинины и говядины вырастет всего на 1.4% в 2022 году. Ранее ожидалось, что темпы роста достигнут 5.4%.
«Риски, с которыми мы сталкиваемся, сами по себе не являются чем-то новым или необычным», — отмечает Джастин Шеррард, глобальный стратег по животным белкам в Rabobank. «Просто сейчас проблемы наслаиваются одна на другую».
Военные действия на Украине сократили экспорт зерна с территории конфликта, ограничив поставки кукурузы, на которую полагаются крупные производители свиней, такие как Испания и Китай. На корма приходится основная часть затрат в животноводстве, и даже страны, которые производят их самостоятельно, столкнулись с резким удорожанием. Фьючерсы на кукурузу в Чикаго с начала года выросли на 31%; в Париже — на 55%, а в Великобритании контракты на кормовую пшеницу подскочили на 50%.
«Никогда не видел ничего подобного», — отмечает Джейми Уайлли, шотландский свиновод, чья ферма обычно продает более 70 000 свиней в год. «С прошлого года в свиноводстве дела идут из рук вон плохо. Люди израсходовали все свои запасы, если они у них были». Он сам сокращает стадо, чтобы ограничить потери. На корма сейчас приходится 70% всех производственных затрат. Обычно их доля не превышает 60%.
По словам Зои Дэвис, директора британской национальной свиноводческой ассоциации, оптовые цены на свинину в Великобритании выросли, но они не покрывают производственные затраты, а фермеры уже шестой квартал подряд несут убытки. Свиноводы в Великобритании уже столкнулись с нехваткой рабочей силы на мясоперерабатывающих заводах, поэтому в начале года скопилась очередь из более чем 100 тыс. свиней на убой. Фермеры выбраковывали животных, потому что их негде было содержать. Только ситуация начала улучшаться, началась война.
Конфликт «усугубил целый ряд проблем, с которыми мы уже боролись», сказал Руперт Клакстон, директор по мясу в компании Gira. «Уровень стресса вырос с 7 до 10».
По официальным прогнозам, производство свинины в Европе, которая является ведущим экспортером в мире, сократится на 3% — первое падение с 2019 года. Рост цен не компенсирует издержки, побуждая фермеров убивать животных раньше срока.
В прошлом году поголовье свиней в Германии сократилось до минимума с 1996 года. Тим Коч, аналитик AMI, считает, что падение продолжится и в этом году. Вспышки африканского свиного гриппа привели к ограничению на экспорт немецкой свинины и снижению цен. Большинству фермеров, чтобы выйти на уровень безубыточности с учетом роста затрат на корма и энергоносители, нужны цены в диапазоне 2-2.4 евро за килограмм. Обычно они продают мясо по 1.6-17 евро за килограмм. Сейчас цены чуть ниже 2 евро.
Практически все участники производственной цепочки стараются быть максимально осторожными, покупать меньше свиней, не вкладывать много денег.
В Китае, который выращивает половину всех свиней в мире, рекордные расходы на корм и длительное падение цен на свинину спровоцировали ошеломляющие потери у ведущих свиноводов. Едва оправившись от вспышки свиного гриппа, они столкнулись с новой проблемой. В результате поголовье свиноматок сокращается уже восемь месяцев подряд.
Некоторые фермы способны выдержать расходы, но болезни и засухи наносят бизнесу серьезный ущерб. Птичий грипп, прокатившийся по Северному полушарию, убил почти 38 миллионов птиц — в основном индеек и кур-несушек. Это одна из тяжелейших вспышек в США. В юго-западном регионе Франции, где выращивается фуа-гра, уже второй год наблюдается массовый отлов, а польские куриные фермы страдают от случаев заболеваний.
Плохая погода создает дополнительные проблемы. В южной части Альберты в прошлом году засуха выжгла пастбищные травы и пахотные угодья. В некоторых регионах засушливая погода длится уже третий год, вынуждая фермеров, израсходовавших все запасы кормов, тратить деньги, отмечает Рег Шелленберг, президент канадской ассоциации животноводов.
«Корма в дефиците, а те, что есть, стоят очень дорого», — отмечает он.
Производство пшеницы в Западной Канаде сократилось на 40%, что привело к росту цен и увеличению импорта из США. Зимой каждое животное обходилось фермерам в дополнительные C$400 ($311), отмечает Джейкоб Бюкерт, председатель животноводческой ассоциации Альберты.
«Скотоводство сейчас очень трудный бизнес. Мы везде несем убытки. Если не будет дождя, кормить животных зимой будет просто нечем».
В Аргентине пожары убили 700 тыс. животных с февраля по март, а пастбища в сельскохозяйственном поясе пострадали от засухи, которая сократила поголовье телят и уменьшила размеры стада до шестилетнего минимума.
Британский скот и овцы, года в основном зависят от выпаса. Однако удобрения стоят дорого, поэтому, скорее всего, на пастбищные и сенокосные поля их пойдет меньше, комментирует Ричард Финдли, глава Национального союза фермеров-животноводов. Он считает, что некоторым фермерам придется сократить поголовье в этом году примерно на 5% или более
Молочный фермер Джо Хили, с поголовьем 100 коров в Голуэе, на западном побережье Ирландии, сказал, что цены на удобрения сильно бьют по карману.
«В прошлом году я покупал девять тонн мочевины за 2880 евро. В этом году они стоят уже 8100 евро».
Эти расходы скажутся на ценах в супермаркетах.
Tyson Foods Inc, крупнейшая мясная компания в США, предупредила о сокращении поставок. «Массовый забой скота отразится на поставках в ближайшие два-три года», — добавила Шейн Миллер, президент компании по производству свежего мяса.
«Производители не могут самостоятельно нести все затраты. Потребителям тоже придется платить больше в обозримом будущем». (Новости/Пищепром Украины)