Новый ресторан Creator, расположенный на первом этаже офисного здания на улице Фолсом-стрит в Сан-Франциско, будто с картинки. Гладкие деревянные столы с высокими белыми стульями — в одном конце комнаты, сверху над ними – книжная полка с кулинарными рецептами и современными светильниками. На другом конце помещения – две машины, каждая размером с маленький автомобиль.
Эти машины являются роботами для приготовления бургеров, пишет The Verge. В каждом 14-футовом устройстве около 350 датчиков и 20 микрокомпьютеров для производства лучшего и свежего чизбургера за 6 долларов. Машина также способна делать несколько видов гамбургеров с совершенно разными вкусами, ингредиентами и приправами.
«Мы не хотели, чтобы робот делал только один бургер. Мы смотрим на это как на платформу для рецептов, и мы хотели как можно больше кулинарного творчества», — рассказал главный исполнительный директор Алекс Вардакостас.
В будущем, по словам Алекса, можно будет заказать еду на вынос через мобильное приложение компании, в то время как работники с iPhone будут принимать заказы.
Creator, ранее известный как Momentum Machines, является одним из новых типов автоматизированных ресторанов, сочетающих в себе лучшие технологии в области программного обеспечения, робототехники и искусственного интеллекта с кулинарными навыками высшего уровня. Главная цель — автоматизировать часть ресторанного опыта, который можно сделать лучше, быстрее и экономичнее. Creator сотрудничает с Eatsa, Zume, CaliBurger, Spyce и Junkichi.
Запрограммированные роботы могут делать продукты быстрее, чем люди, а возможность оформлять заказ через мобильный телефон значительно уменьшает очередь. В Eatsa, например, стандартный процесс заказа полностью автоматизирован, а еду готовят и машины, и люди.
«Клиенты взаимодействуют через свои устройства. Людям нужен опыт такого рода. Потребители теперь почти все покупки оформляют через девайсы», — утверждает генеральный директор Eatsa Тим Янг. По словам Тима, автоматизация стимулирует рост эффективности и снижение затрат, что позволяет клиентам покупать более здоровую пищу за меньшие деньги. Кроме того, так работники остаются в сфере питания дольше, чем от 6 до 9 месяцев.
Вардакостас автоматизировал только процесс приготовления гамбургеров. Официанты же принимают заказ и следят за машинами. Главная задача для Алекса — создать превосходный сервис обслуживания клиентов и еду, приготовленную роботами, чтобы снизить счет для клиента. «Так мы можем тратить гораздо больше на ингредиенты», — прокомментировал Вардакостас.
Сан-Франциско – выгодная территория для экспериментальных ресторанов. Во-первых, недвижимость является одной из самых дорогих в стране, и в Сан-Франциско, в частности, существуют строгие законы для открытия сетевых магазинов. Минимальная заработная плата в Калифорнии составляет 15 долларов в час, а государственные трудовые законы предусматривают, что официанты получают полную зарплату, поэтому владельцы ресторанов не решаются нанимать новую рабочую силу из-за высокой аренды.
«Существует две причины, почему работа тут стоит дороже: мало низкоквалифицированной рабочей силы, поскольку они не могут позволить себе жить в Сан-Франциско, и минимальная заработная плата», — считает экономист и профессор Калифорнийского университета Дэвид Ноймарк.
Таким образом, современные рестораны в дорогих городах вынуждены идти на компромисс, будь то аспекты обслуживания клиентов или качество еды. Но есть и другой вариант — автоматизация. Робототехника и программные достижения позволили производить больше продуктов питания более высокого качества и по низкой цене.
«Спрос на ресторанную еду растет, но многие не хотят идти в заведения. Доставка становится популярнее, люди не хотят готовить. Это хорошая возможность для автоматизации – можно сохранить высокую производительность с тем же количеством рабочих», — утверждает генеральный директор Cali Group Джон Миллер.
Процесс приготовления гамбургера в Creator занимает не более пяти минут. По словам Вардакостаса, когда две машины работают на полную мощность, они могут производить до 120 гамбургеров в час. Постоянных сотрудников в Creator – 50, включая инженеров и менеджеров.
Вопрос в том, станут ли рестораны, подобные Creator, будущим для всей сферы питания. Маловероятно, что McDonald’s начнет нанимать инженеров, обученных поваров и операторов роботов, хотя это, безусловно, может и произойти через несколько лет.
«Нет ничего нового в автоматизации. У нас было 80% рабочей силы на фермах, а теперь всего 2%. Машина теперь может делать что-то по более низкой цене, чем человек», — рассказал Ноймарк.
В настоящее время компании по автоматизации, такие как Eatsa и Zume, уже начали обсуждения с крупными брендами о лицензировании своих платформ. «Уверен, что Chipotle уже задумался о подобном. Starbucks говорит об автоматизации открыто», — прокомментировал Янг.
По словам главного технического директора Zume Криса Сатчелла, компания использует робототехнику для автоматизации частей процесса производства пиццы, а также парк грузовиков, которые готовят эти пиццы по пути к клиентам. В то же время запатентованные алгоритмы прогнозирования определяют, в зависимости от истории заказов и спроса, сколько пиццы нужно приготовить и для каких районов. (newsyou.info/bway.kz/Пищепром Украины и мира)