Бельгийская фирма Special Fruit специализируется на международной торговле плодоовощной продукцией. По словам ее специалиста по закупкам Пита Мееркерка, доля органической голубики в ассортименте фирмы в последние годы значительно возросла. Если четыре года назад лишь 4-5% всей голубики было органического происхождения, то сегодня это уже 12%. Заметно, что возрастает общее потребление голубики, но потребление органической голубики растет еще более быстро. За прошедшее время фирма Special Fruit уделяла немало внимания органической голубике и сегодня предлагает ее сетям супермаркетов наравне с конвенциональной.
Сегодня разница в цене органической и конвенциональной голубики не так уж велика. В среднем за год органическая голубика всего на 20% дороже конвенциональной. Эта разница в цене необходима, чтобы компенсировать производителям на 10-15% более низкую урожайность органической голубики по сравнению с конвенциональной. В зимний период голубика поставляется авиаперевозками, а этот способ транспортировки дороже, чем морским транспортом.
Фирма Special Fruit имеет и собственную плантацию органической голубики. Она расположена в Гранаде, в Португалии. Это сертифицированное органическое хозяйство, в котором голубику выращивают на общей площади 17 га. Основные рынки сбыта органической голубики – это Австрия, Германия, Англия, Бельгия и Голландия. Из Бельгии органическая голубика поступает также в скандинавские страны – Данию и Швецию. Торговая фирма считает очень важным обеспечивать качество органической голубики на таком же высоком уровне, как и конвенциональной, и даже более высоком.
В странах южной Европы потребление голубики относительно невысоко, но оно увеличивается. Во Франции эта ягода пока толком не известна и далеко не так популярна, как в Северной Европе. Популярности голубики в Бельгии значительно способствовали акции, проводимые крупными сетями супермаркетов Делхайзе и Алберт Хейн.
Голубика очень доступна во всем мире. В результате голубику перестают выращивать в теплицах. Такое производство слишком дорогое, а разница в цене недостаточна, чтобы покрыть добавочные затраты. Но если посмотреть на изменяющийся мир, то видно, что изменяется и выращивание голубики. Все чаще случаются экстремально сильные ливни и град. Производителям приходится накрывать свои сады укрытиями, чтобы защитить продукцию от непогоды.
Около 80-85% всей голубики (органической и конвенциональной) продается через розничные сети. Все больше сетей супермаркетов стремятся предлагать и органическую голубику наравне с конвенциональной. Голубика стала настолько популярна, что красной смородине с ней уже не сравняться. Потребление голубики возрастает, увеличивается и количество производителей, в т.ч. органических. На следующий год фирма Special Fruit планирует начать реализацию дополнительных 17 га органической голубики в Голландии благодаря тому, что многие производители перешли на органическое производство. (АПК-Информ/Пищепром Украины)