По экспертно-аналитическим данным, объем табачного рынка Узбекистана в 2016 году составил 11,2 млрд сигарет. В 2017 году потребление табачной продукции в стране экспертами отрасли оценивалось на уровне 10,5 млрд штук (минус 6%).
Ключевой производитель табачных изделий в Узбекистане АО СП “УзБАТ А.О.” при годовой производственной мощности около 15 млрд. сигарет сократил производство табачной продукции с 10.4 млрд. сигарет в 2016 году до 9.7 млрд. ( минус 7% ) в 2017 году. Иными словами, в стране отслеживается тенденция, присущая развитым государствам мира (постепенное снижение производства и потребления табачных изделий, идущее во благо здоровью населения).
С другой стороны, табачная промышленность остается одной из весьма прибыльных отраслей экономики любого государства и крупным плательщиком налогов в государственный бюджет. Достаточно сказать, что в 2016 году то же СП “УзБАТ”, согласно ранее распространявшимся пресс-релизам этой компании, заплатило в казну 634 млрд. сумов налогов (в том числе 284 млрд. сумов акцизов). В 2017 году эти показатели составили соответственно 723 млрд. сумов (рост на 14%), в том числе 411 млрд. сумов акцизов (рост на 45%).
Заметим, что, по мнению экспертов, именно с повышением акцизов на табачные изделия за последние 12 месяцев в 2.2 раза – с 37 432 сумов за 1000 сигарет в декабре 2016 года до 84 222 сумов в январе 2018 года в определенной степени связано снижение объемов производства.
Далеко не случайно в мире табачный бизнес относят к противоречивой индустрии.
Редакция nuz.uz задалась вопросом, какие же глубинные процессы происходят в психологии потребителей табачных изделий, а также в недрах табачной отрасли Узбекистана?
В апреле 2012 года Узбекистан присоединился к Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака (РКБТ ВОЗ). Данный документ налагает на присоединившуюся к нему страну определенные обязательства. Отметим, что конвенция была разработана в ответ на глобализацию табачной эпидемии и является договором, в котором подтверждается право всех народов на наивысший уровень здоровья. В ней особое значение придается стратегиям сокращения спроса, а также вопросам, связанным с предложением.
Основными положениями этого документа, регламентирующими сокращение спроса на табак, являются ценовые и налоговые, а также неценовые меры. К последним отнесены защита от воздействия табачного дыма, регулирование состава табачных изделий, раскрытие этого состава, упаковка и маркировка табачных изделий, вопросы просвещения, рекламы, стимулирования, продажи и спонсорства табака, а также меры, касающиеся табачной зависимости и прекращения употребления табака.
Ключевые положения, регламентирующие сокращение предложения табака, касаются незаконной торговли табачными изделиями, продажи несовершеннолетним и несовершеннолетними, а также поддержки альтернативных видов экономически жизнеспособной деятельности.
В Узбекистане еще за несколько месяцев до присоединения к РКБТ ВОЗ был введен целый ряд серьезных законодательных ограничений на рекламу, иные формы стимулирования сбыта и розничную торговлю табачной продукцией.
Законом “Об ограничении распространения и употребления алкогольной и табачной продукции” была полностью запрещена реклама сигарет. В отличие от большинства стран мира, где реклама определена как информация, рассчитанная на неограниченный, неопределенный круг лиц, у нас в стране рекламой считается и работа индивидуальных промоутеров в местах продаж, которые, к примеру, могут рассказывать совершеннолетним потребителям подакцизных товаров в формате “один на один” о потребительских свойствах новых видов продукции. Именно в силу более широкого определения рекламной деятельности у нас никогда не наблюдалось подобного рода стимулирования продаж табачных изделий и алкогольных напитков, весьма распространенного и в Европе, и в СНГ, где оно не подпадает под определение рекламы.
На два года выше, чем в большинстве стран мира у нас и минимальный возраст для приобретения табака и алкоголя – 20 лет.
Жестче, чем во многих развитых странах, не говоря уже о развивающихся, в Узбекистане регулируются и допустимые формы розничной торговли табаком. Продавать сигареты разрешено только юридическим лицам, имеющим стационарный торговый объект. К слову, в России в 2013 г. тоже ввели запрет на реализацию табачных изделий в нестационарных торговых точках (кроме легких павильонов, имеющих торговый зал), однако индивидуальных предпринимателей было решено не дискриминировать по сравнению с юрлицами – и те, и другие могут заниматься этим видом торгового бизнеса. Ведь, по-хорошему, нет большой разницы в том, какая у кого форма регистрации. Главным критерием здесь является стационарность торгового объекта: если предприниматель систематически нарушает закон, к примеру, не обращая внимания на возраст покупателя, его торговый объект могут закрыть в отличие от нестационарного, способного быстро сменить место положения. Впоследствии в Узбекистане был введен запрет на реализацию табака и алкоголя дистанционным способом, например, через Интернет.
До недавних пор в стране была разрешена выездная торговля сигаретами и пивом (автолавки) по специальным разрешениям хокимиятов, рассчитанная, в первую очередь, на те районы и местности, где нет покрытия потребителей объектами стационарной торговли. Однако в 2015 году данную форму торговли запретили. Если сравнивать с той же Россией, то там допускается развозная торговля сигарет в населенных пунктах или местностях, где нет магазинов или торговых павильонов.
В этой связи отраслевые эксперты отмечают серьезную недостаточность покрытия курящей части населения легальными торговыми точками. Покрытие разрешенными формами торговли у нас в 7-10 раз ниже, чем в среднем по Европе, где местные власти различными законодательными мерами за последние десять-пятнадцать лет серьезно снизили процент курильщиков. Однако, если пройтись по нашим продуктовым магазинчикам и лавкам, зарегистрированным в форме ИП, то во многих из них можно приобрести сигареты, правда, из-под прилавка и без кассовых операций. Не проще ли разрешить ИП легально торговать табаком, обусловив такую возможность, как это было недавно сделано в России, а еще раньше – во многих европейских странах, обязательным наличием стационарного магазина с торговым залом?
Не умаляя эффективности вышеуказанных законодательных мер по ограничению распространения табака, можно отметить, что узбекистанцы, в отличие от народов большинства других республик бывшего СССР, никогда не относились к числу сильно курящих наций. По оценкам той же Всемирной организации здравоохранения, в нашей стране курительные табачные изделия (сигареты) потребляет 11-12% взрослого населения. В России, по тем же оценкам – 35%, Казахстане – 25%, в среднем по Европейскому союзу – 20% (25-27% в странах Южной и Восточной Европы и 15-17% – в Западной, Центральной и Северной). Это подтверждается и данными об объемах страновых рынков сигарет – в Узбекистане с населением 32 млн. в 2017 г. было продано 10.5 млрд. штук сигарет, в России с население 145 млн. человек (в 4.5 раза больше, чем в РУз) – 290 млрд. шт. (в 28 раз больше!), в Казахстане (население 18 млн. чел. – в 1.8 раза меньше, чем в РУз) – 21 млрд. шт. (т.е. в два раза больше, чем в РУз), в Германии (население 83 млн. чел. – в 2.5 раза больше, чем в РУз) – 80 млрд. шт. (почти в 8 раз больше, чем в РУз). Таким образом, распространенность табакокурения у нас в три раза ниже, чем СНГ и примерно в 2 раза ниже, чем в ЕС. Интенсивность курения в 2.5-3 раза ниже, чем в СНГ, и 1.5-2 раза ниже, чем в Европе.
Это означает, что среднестатистический узбекский курильщик выкуривает 7-8 сигарет день, в то время как в Европе – 12-15, а в России – около одной пачки (20 шт.) в день. Объем узбекского рынка сигаретной продукции, действительно, снижается на 1.5-2 процентных пункта в год уже много лет подряд. В начале 2000-х гг. он оценивался в 14 млрд. шт., сейчас – около 10 млрд.шт., суммарно потеряв за истекшие 16-17 лет более 30% своего объема.
С другой стороны, многие совершеннолетние потребители в нашей стране предпочитают курительным изделиям (сигаретам) некурительные – например, сосательное табачное изделие “насвай”, выпускаемое кустарным образом и пока никак не регулируемое на государственном уровне и не облагаемое налогами. Однако потребление насвая не является явлением, присущим только Узбекистану – это довольно распространенный вид продукции и в Казахстане, и в Кыргызстане, и Таджикистане. В последние годы отмечается значительный рост его потребления в России, особенно в небольших городах и сельской местности. Данная проблема, безусловно, требует более пристального внимания. Очевидно, запрещать насвай бессмысленно – его оборот и так находится в серой зоне. Но начинать поэтапно регулировать этот продукт можно и нужно – особенно, когда он производится не для собственного потребления, а на продажу.
Внешняя трудовая миграци, по оценкам экспертов, также оказывает влияние на динамику рынка табачных изделий. Например, по данным ЦБ РФ наши граждане лидируют по объемам денежных переводов, которые в 2017 году составили около 4 млрд.долларов США, а в первом квартале текущего года они имели тенденцию к некоторому росту. Можно предположить, что сальдо внешней миграции пока еще имеет отрицательное значение, что не может не оказывать определенного влияния на потребление, и как следствие, производство табачных изделий в нашей стране.
В целом же аналитики считают, что что в Узбекистане наблюдается устойчивая тенденция по снижению потребления курительных табачных изделий. На этом фоне отмечается, что все большее число наших сограждан приобщаются к здоровому образу жизни. Очевидно, этому способствует и наш традиционный консерватизм в воспитании детей (например, большинство наших сограждан никогда не курят при своих родителях или даже в присутствии более старшего человека), и достаточно широкая государственная пропаганда здорового образа жизни, а также динамичное развитие и возрастающая доступность инфраструктуры спорта, в том числе молодежного. (Nuz.uz/Пищепром Украины)