2016 год стал для ресторанного рынка годом подъема – в столице впервые с начала кризиса открылось больше ресторанов, чем закрылось. А такого бума новых концептуальных ресторанов, как в 2015-2016 годах, еще не было. Об этом сообщает Дело.
По данным компании “Ресторанный консалтинг”, в 2015 году объем ресторанного рынка Киева (города, который является лидером ресторанного бизнеса) вырос на 20%, до 5,6 млрд грн. В целом же объем всего общепита Украины составил в прошлом году около 25 млрд грн.
К октябрю 2016 года ресторанный рынок столицы подрос до 6,8 млрд грн, а к концу года достиг 7 млрд грн, продемонстрировав таким образом рост более чем на 20% за год.
Таким образом, по итогам 2016 года весь украинский ресторанный рынок достиг объема в 30 млрд грн.
По состоянию на начало 2016 года, по данным “Ресторанного консалтинга”, в Украине (без учета оккупированного Крыма и зоны АТО) насчитывалось около 15 тыс заведений питания, что на 5,6 тыс меньше, чем в начале 2014-го.
Из них около 1,5 тыс ресторанов закрылись, не выдержав кризиса, а еще чуть более 4 тыс остались в оккупированном Крыму и зоне АТО. Самая мощная волна закрытий накрыла лидера ресторанной отрасли – Киев. В 2014 году с рынка столицы ушло 119 заведений, в 2015-м – еще 85. И это только “чистые” потери, которые не смогло компенсировать открытие новых заведений.
В 2016 году темпы сокращения рынка существенно уменьшились: если в 2014-м в столице открылось 40 новых ресторанов, а в 2015-м – 68, то за 9 месяцев 2016 года уже 100. К концу текущего года в Киеве откроется еще десяток заведений, и их число достигнет 1600.
В Одессе и Львове (городах, входящих в тройку лидеров ресторанного рынка) ситуацию во многом спасли туристы. Летом 2015 года количество отдыхающих в Одессе и области увеличилось вдвое, до 5 млн человек, потому и ресторанов в городе у моря больше открывалось, чем закрывалось: 50 открытий против 40 закрытий (по данным “Ресторанного консалтинга” за 2015 год). Во Львове, где число туристов в 2015 году выросло на 20%, драйверами открытия новых ресторанов стали также низкий порог входа на рынок и миграция капитала из Донбасса.
Срок возврата инвестиций в ресторанном бизнесе увеличился с периода от 6 месяцев до 2 лет в докризисные годы до 3-6 лет сегодня
Еще одно приятное отличие 2016 года – на рынке вновь стали открываться крупные форматы.
В 2016 году стало ясно, что рестораторы перестали бояться инвестировать: открытие крупных форматов требовало инвестиций около $1 млн (для сравнения: в Киеве мини-заведение в микрорайоне можно открыть, стартуя с $50 тыс., в регионах – с $20 тыс.), и они их находили. Эта тенденция продолжится и в 2017 году. По прогнозам “Ресторанного консалтинга”, столичный рынок может вырасти в полтора раза, до уровня докризисного 2013-го – $400 млн, или 11-12 млрд грн. (Ubr.ua/ Пищепром Украины)