24 января 2017 года на выставке “Упаковка-2017” состоялся блок семинаров, посвященный проблемам продовольственных потерь в мире и, в частности, в России. Непривычная уху российского покупателя тема, как оказалось, имеет самое непосредственное отношение и к нам: по приблизительным оценкам ООН в мире выбрасывается по тем или иным причинам около трети произведенных продуктов питания. И Россия здесь не исключение, потери той же сельхозпродукции в нашей стране также являются достаточно масштабными. По крайней мере, это подтвердил Константин Лайкам из Федеральной службы государственной статистики, предоставив присутствующим наглядные цифры.
И если оценить потери при переработке сельхозпродукции пусть сложно, но можно, то оценить потери в домохозяйствах гораздо более трудоемкая задача. Тем не менее, оценочные (не официальные цифры) следующие: в домохозяйствах России потери хлебобулочных, молочных и колбасных изделий (то есть попросту выброшенные продукты) составляют от двух до шести процентов. В консервированной продукции эта цифра еще выше – до 15%. По ряду других продуктов питания цифры могут быть еще выше.
К 2050 г. потребление продуктов питания в мире при нынешних темпах прироста населения должно вырасти на 60%, что потребует колоссальных энерго- и трудозатрат. Хороший пример привела Вера Фриче из Союза немецких машиностроителей (VDMA): для производства одной тонны сыра требуется объем воды, которого хватит, чтобы заполнить два олимпийских бассейна, и это не считая самого молока.
Поэтому эксперты ООН обоснованно полагают, что сокращение потерь будет куда более эффективным решением, чем простое увеличение производства. Задача, которую формулирует ООН, – это в ближайшие 15 лет сократить потери продуктов питания в два раза.
Как этого добиться? Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (сокращенно FAO) год назад открыла в России свой офис. Как говорит Евгения Серова из российского офиса, в FAO считают, что приоритет в этой работе будет принадлежать частным предприятиям и компаниям, а задача государства – разработать основополагающие принципы и придерживаться их. А вот дизайн и упаковка продуктов имеют к решению этой проблемы самое непосредственное отношение.
Это хорошо проиллюстрировал в своем докладе Роберт ван Оттердейк из FAO. Если продукт недостаточно хорошо и грамотно упакован, то, скажем так, недостаток упаковки приводит к порче продукта и увеличению вредного влияния на окружающую среду. Если же упаковка избыточна, то это, хоть и в меньшей степени, но тоже наносит ущерб окружающей среде. Поэтому оптимизация упаковки для каждого продукта – одна из ключевых задач для производителей.
Какие рецепты? Необходимо более широко использовать различные типы современной упаковки: вакуумную упаковку, упаковку в газовой среде, термоусадочную и скин-упаковку. Сохранение свежести овощей и фруктов, которым необходимо “дышать”, – вот, по мнению Веры Фриче, настоящий вызов для производителей упаковки. Но сегодняшние технологии позволяют успешно решать и эту задачу с использованием упаковки с микроперфорацией.
Упаковка должна стать не только “умной”, но и “активной”. Практичная печать, использование различных антимикробных средств, применение мембран для сохранения свежести, адсорберы вредных веществ, различные индикаторы – все это должно сделать упаковку еще эффективнее.
Развил некоторые тезисы в своем выступлении Мушег Мамиконян, президент Мясного cоюза России. Уменьшать количество используемой упаковки, продлевать сроки годности готовых полуфабрикатов – вот на что необходимо обратить сегодня внимание. Реализации этих задач мешает не только увеличивающаяся стоимость конечного продукта, но и, что не менее важно, откровенный недостаток знаний. Поэтому повышать всячески свои компетенции – один из основных посылов выступления. В своем докладе Мушег Мамиконян рассказал о состоянии рынка мяса в России, отметив, что потребление мяса растет и преимущественно за счет мяса птицы. При этом докладчик на графике наглядно продемонстрировал существующий значительный разрыв между переработкой и потреблением мяса, чем, в свою очередь, только подтвердил факты значительных потерь готовой продукции.
Однако полностью избежать потерь продуктов питания невозможно. Здесь интересен опыт Виктории Крисько из “Фонда продовольствия “Русь””. Она рассказала, как 18 девушек-сотрудниц фонда только за неполные пять лет существования фонда распределили по России 21 тыс. тонн продуктов питания и товаров первой необходимости. А ведь сегодня в России, по словам Виктории Крисько, только официально 22 млн людей находятся в “зоне риска”.
Работа фонда “Русь” строится по принципу “банка еды” – хорошо и давно зарекомендовавшей себя на Западе формы посредничества между производителями, торговыми сетями и теми, кто нуждается. Как сказала в начале своего выступления Виктория Крисько, “я рада рассказать Вам совсем другую историю, не про коммерцию, не про производство, а про то, как можно накормить многодетные семьи или одиноких пожилых людей, которые оказались в непростой жизненной ситуации”. Тем не менее, в этой истории не обошлось без ноу-хау, которые фонд успешно использует в своей повседневной деятельности. Например, у фонда в принципе отсутствуют собственные склады.
Сегодня в списке партнеров фонда практически все ведущие производители молока в России, и каждую неделю фонд отгружает нуждающимся людям порядка 70-80 тонн молочной продукции. Каждую неделю и в разные дни в фонде получают информацию о скопившихся у производителей излишках продукции. Небольшие логистические компании-партнеры фонда забирают и доставляют эту продукцию уже непосредственно по адресам. Схема очень работоспособна, но, подчеркивают организаторы, только с небольшими логистическими фирмами, с большими предприятиями не удается добиться нужной гибкости. Таким образом, продовольственный фонд “Русь” по сути является виртуальным “банком еды”. И это только один примеры работы фонда, а в активе организации более десяти различных проектов.
На сегодняшний день фонд твердо и на постоянной основе сотрудничает с производителями в европейской части России. Как обозначила планы на 2017 год Виктория Крисько, ближайшая задача – выйти на сотрудничество с производителями за Уралом. Пожелаем успехов фонду и тем, кто ему помогает! (article.unipack.ru/ Пищепром Украины)