Очередной сезон уборки и экспорта черешни в Узбекистане подходит к концу. Эксперты EastFruit решили проанализировать позиции этой страны на мировом и региональном рынках черешни, оценить успешность сезона для производителей и экспортёров и перспективы развития этого бизнеса в Узбекистане.
Прежде всего, стоит отметить, что в 2018 году Узбекистан был в четвёрке крупнейших мировых экспортёров черешни, уступая по объёму экспорта лишь трём странам: Чили, США и Турции. При этом реальный объём экспорта черешни из Узбекистана оценить было нелегко в связи со спецификой налогообложения при поставках черешни напрямую из Узбекистана в Россию, а также по причине вмешательства правительства в ценообразование черешни в мае 2018 года, когда было принято решение о введении минимальных экспортных цен.
Опросы участников рынка и тщательная работа с данными показывают, что в 2018 году из Узбекистана было экспортировано порядка 45-50 тыс. тонн черешни, хотя отдельные операторы рынка говорят о 55-60 тыс. тонн экспорта. В любом случае, Узбекистан экспортировал меньше черешни, чем Турция, которая стабильно отгружает на экспорт от 65 до 80 тыс. тонн черешни ежегодно.
Может ли Узбекистан потеснить Турцию с третьего места в мировом рейтинге? Однозначно, такая возможность существует, однако вопрос в том, какой ценой это будет достигнуто. Ведь трейдеры сейчас говорят об огромных сложностях сотрудничества с узбекскими поставщиками, которым очень сложно обеспечить соответствие стандартам качества (калибр, цвет, сортировка, упаковка, свежесть и т.п.) и безопасности продукции даже для рынка России. Поставки же на рынки других стран даются узбекским поставщикам с большим трудом, и, пока что, являются преимущественно имиджевыми.
Тем не менее, прогресс уже в текущем сезоне, налицо. Экспорт узбекской черешни в Великобританию, о котором мы писали недавно, несомненно привлечёт внимание. EastFruit также регулярно получает запросы от импортёров из ЕС с просьбой дать контакты поставщиков из Узбекистана, которые в этом году «засветились» в Евросоюзе, благодаря поставкам больших объёмов лука репчатого.
По оценкам участников рынка, в 2019 году объёмы экспорта черешни из Узбекистана могут вырасти приблизительно на 10%. То есть общий экспорт может достичь 50-55 тыс. тонн. Также существенно расширится география экспорта узбекской черешни, хотя, по-прежнему, как минимум две третьих её будет попадать на рынок России, преимущественно не напрямую, а через Казахстан и Кыргызстан.
Цены на черешню в 2019 году также были намного выше, чем годом ранее. Тогда, в мае 2018 года, узбекские садоводы, зачастую, вынуждены были продавать черешню с сада по 35-60 центов США за кг, особенно это касается декхан, то есть очень мелких производителей. В этом же году цены редко опускались ниже $1 за кг за более или менее объёмные партии, что позволяло неплохо зарабатывать и производителям, и трейдерам. А значит стоит ожидать расширения площадей под садами черешни и в 2019-2020 годах.
Также существенно вырос интерес узбекских садоводов к современным технологиям выращивания: к карликовым саженцам черешни для интенсивного садоводства (гизела/gisela 5 и гизела/gisela 6) и даже к выращиванию черешни в закрытом грунте. Правда здесь существует одна загвоздка – самая ранняя черешня из Узбекистана в этом году продавалась дешевле, чем черешня в разгар сезона – дело в том, что спрос на черешню в конце апреля-начале мая в России очень низкий, так как потребители не доверяют столь ранней продукции и не обращают на неё внимания.
Поэтому, если говорить о выращивании ранних сортов черешни в закрытом грунте в условиях Узбекистана, то можно планировать экспорт даже в середине апреля. А это, в свою очередь, означает, что следует ориентироваться на экспорт черешни в страны ЕС и Великобританию. К этому времени поставщики черешни из стран Южного полушария уже уходят с рынка, и, обычно, на это же время выпадают пасхальные праздники в Европе. А значит данная ниша суперранней черешни из Узбекистана для поставок в ЕС может быть потенциально очень привлекательной.
Другим преимуществом закрытого грунта является возможность обеспечения идеального качества черешни и крупных калибров, что позволит ей продаваться по более высокой цене и легче переносить длительную транспортировку. Также очень важно, что закрытый грунт позволяет защитить черешню от птиц.
Тем не менее, проблемы бизнеса по выращиванию черешни не заканчиваются, а скорее начинаются в саду. Самая большая проблема – это охлаждение, сортировка и упаковка продукции. И здесь нужны не только большие инвестиции, но и знания. И что самое сложное – придётся ломать традиции по ручной упаковке продукции и следить за тем, что на всех этапах процесс контролировался идеально. При низких затратах на рабочую силу и её избытке в Узбекистане, такие инвестиции кажутся, зачастую, нелогичными. Однако человеческий фактор очень важно исключить или минимизировать, если хочешь быть успешным в поставках черешни в Евросоюз и другие требовательные к качеству продукции страны.
Конечно, кроме ЕС, огромные возможности предоставляются для поставщиков черешни и в Азии, и на Ближнем Востоке. Однако здесь требования к качеству будут не ниже, а вот требования к калибру – просто заоблачные. Успешно продать черешню в Сингапур, ОАЭ, Саудовскую Аравию, Индонезию, Малайзию, Китай, Индию и другие страны региона, если её калибр ниже 28, будет довольно сложно. Именно по этой причине Узбекистан, являясь одной из немногих стран, имеющих доступ к рынку черешни Китая, так мало черешни экспортирует в эту страну.
Поэтому, на данном этапе, на наш взгляд, Узбекистану стоит сосредоточиться не на наращивании объёмов экспорта черешни, а на улучшении её качества и имиджа страны как поставщика качественной продукции. При этом, 90% усилий нужно прилагать внутри страны, улучшая сортовой состав и технологии выращивания черешни, а также технологии её доработки, сортировки и упаковки. Тем не менее, объём экспорта будет расти, учитывая темпы расширения площадей под черешневыми садами в Узбекистане.
А значит Узбекистан будет и далее вытеснять Турцию с российского рынка черешни. Также, мы считаем, что Узбекистан будет постепенно наращивать присутствие и на рынке черешни стран Ближнего Востока, также ставшего традиционным для турецких поставщиков. Соответственно, Турция может снизить объёмы производства черешни, если не найдёт альтернативных рынков сбыта и это даст шанс Узбекистану на третье место по объёму экспорту в мире.
Узбекистан по объёму экспорта черешни может обогнать и США на фоне тех проблем, которые сейчас испытывают американские экспортёры с поставками черешни в Китай. Торговые войны уже оказали серьёзное негативное влияние на садоводов в США и совершенно неясно, как быстро эти проблемы удастся решить. Пока же американские поставщики постараются увеличить отгрузки черешни на Ближний Восток и в другие страны Азии, так как они выходят на рынок уже после того, как свой сезон заканчивает Турция.
Конечно, речь даже не идёт о том, чтобы догнать по объёму экспорту Чили. Эта страна прекрасно пользуется зеркальностью сезонов, поставляя черешню к новому году на рынки самых богатых стран Северного полушария: США, ЕС, Ближний Восток и черешню к китайскому новому году в Китай и страны, где живёт много этнических китайцев. Соответственно, чилийцы, скорее всего, и далее будут наращивать объёмы экспорта свежей черешни достаточно высокими темпами. В прошлом году они уже экспортировали около 185 тыс. тонн черешни, а значит между Чили и Узбекистаном целая пропасть в объёмах экспорта, и, конечно, в уровне развития инфраструктуры рынка и подходов к маркетингу продукции. Кстати, именно у чилийцев стоит учиться узбекским производителям и экспортёрам черешни всем аспектам этого бизнеса, ведь, как и Узбекистан, Чили находится очень далеко от своих главных рынков сбыта. (АПК-Информ/Пищепром Украины)