Украина вошла в топ-5 мировых лидеров экспорта по целому ряду направлений агропродукции и в тройку наиболее динамично растущих сельскохозяйственных индустрий по задействованной площади. Об этом на днях заявил экономист Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) Андрей Ярмак. Впрочем, выдающиеся успехи украинских аграриев касаются преимущественно объемов поставок. С выручкой от проданной за границу продукции ситуация обстоит не так гладко. Особенно это касается ягод.
«Украина – это почти треть мирового чернозема, очень благоприятный климат для выращивания овощей, фруктов и ягод, а также идеальное соотношение дневной и ночной температур и оптимальная продолжительность солнечного дня», – уточнил Ярмак, передает ubr.ua.
И добавил, что производителям ягод нужно активнее включаться в процесс повышения качества продукции, ведь в Украине всего пять фермеров имеют сертификат Global G.A.P., который является минимальным условием доступа к рынку ЕС. Однако даже с соответствием этим базовым условиям у производителей возникает множество проблем.
Ритейл в Евросоюзе заинтересован в длительном сотрудничестве в части экспорта ягод, поскольку этот рынок постоянно растет, а вместе с ним и дефицит. Особенно не хватает европейцам органической продукции. Такую оценку дал советник по вопросам сельского хозяйства при Посольстве Федеративной Республики Германия Германн Интеманн на форуме S-Fruit Transformation.
Он уточнил, что украинским производителям следует смотреть в сторону замороженных и межсезонных продуктов. «Важно выращивать и предлагать рынку ягоды, которые дополняют друг друга, например, голубика-клубника. А также рекомендую комбинировать производство, иметь свежую ягоду, замороженную и в виде пюре, то есть не только выращивать, но и перерабатывать,» – сообщил Интеманн.
Фокус на экспорт в страны Евросоюза логичен и в связи с таможенным режимом благодаря Соглашению об ассоциации, и в связи с географическим удобством.
«От Луцка до Берлина меньше 1 тыс. км, в то время как расстояние от ключевых производственных регионов в Испании до Берлина в три раза больше. Правда, существуют и рынки, где в наш сезон можно получить более высокую цену, в частности это Ближний Восток и Юго-Восточная Азия. Но даже если говорить только о рынке ЕС, к сожалению, Украина прикладывает пока что недостаточные усилия для продвижения своего экспорта», – уверен Андрей Ярмак. Экономист ФАО подчеркнул, что без целенаправленной кампании по выходу на рынки добиться паритета между спросом на украинские фрукты и выручкой, на которую могут рассчитывать производители, не получится. (АПК-Информ/Пищепром Украины)