В Америке разворачивается кампания против использования антибиотиков в животноводстве. Бомбический удар нанесла книга о теневой стороне индустрии, ставшая в Америке бестселлером.
“Если вы сейчас наслаждаетесь хорошей жареной курицей и не хотите испортить аппетит, вам, возможно, не стоит читать это. – Пишет в своей книге “Big Chicken” автор Марина МакКенна. – Потому что курица, такой какой мы ее знаем в виде порезанной грудки в салате “Цезарь” или в виде обжаренных кусочков в ведерке, – это вряд ли та маленькая курочка из детской сказки, которая свободно гуляет около фермы и клюет по зернышку. Современный цыпленок представляет собой товарный белок, который поставляется в виде белого мяса как можно дешевле для потребителей”.
Далее в книге дается подробное описание пост-антибиотического мира, которые очень похож на мир до открытия антибиотиков, когда примерно четверть детей умирали от инфекционных заболеваний до пятого дня после их рождения, операции и химиотерапия были невозможны, а рана на колене могла стать смертельной.
Крестовый поход Маккенны против использования антибиотиков в животноводстве продиктован развитием резистентности к этим препаратам у людей.
“Развитие резистентности к антибиотикам является неизбежным, – считает автор. – Так работает эволюция. Когда люди бездумно используют антибиотики или используют их ненадлежащим образом – что мы все еще делаем – резистентность к антибиотикам усиливается, развивается быстрее и дает иммунитет патогенов к более широкому набору лекарств”.
Но, как утверждает МакКенна в книге “Big Chicken” , настоящие преступники, которые привели мир на грань катастрофы, это вовсе не чрезмерно заботливые родители или врачи, лечащие у детей инфекции уха сильными препаратами. “Это крупные сельскохозяйственные корпорации, которые ежедневно дают чрезмерное количество антибиотиков фермерским животным, которых мы едим!” – Заявляет автор.
Фермерские животные в США, такие как свиньи, коровы и куры, получают более 80 процентов антибиотиков, продаваемых в Штатах . Эти животные не получают антибиотиков для лечения бактериальных инфекций, как это происходит у людей. Они получают антибиотики, потому что в 1949 году исследователь из Lederle Labs обнаружил, что добавление антибиотиков к корму для цыплят заставляло птиц быстрее набирать вес. (Антибиотики оказывают такое же влияние на людей, кстати.) Путем кормления животных кормом с этими препаратами фермеры могут быстрее получить убойный вес при таком же количестве корма, как обычно.
Одновременно антибиотики также защищают животных от любых инфекций и теперь фермеры могут уплотнять поголовье и выращивать больше животных в меньшем количестве.
“Эта суточная доза антибиотиков создала и обеспечила массовое животноводство, как это практикуется сегодня во всем мире”, – пишет МакКенна.
Было бы обнадеживающим думать, что ученые, фермеры, заводчики, бизнесмены и политики, которые позволили этому случиться (МакКенна называет их всех), не знали о последствиях, что у них были доброжелательные намерения и они просто пытались добиться успеха и воплотить предвыборное обещание президента Герберта Гувера от 1928 года “Курица в каждом горшке”.
Но, как считает МакКенна, все они были более или менее мотивированы низменными побуждениями, а не заботой о здоровье человека и качестве его питания. И, конечно же, не заботой о здоровье и благосостоянии животных. И они хорошо знали о возможных рисках.
Один из этих рисков был признан почти сразу после обнаружения антибиотиков. Пенициллин, первый антибиотик, был идентифицирован в 1928 году и вышел на рынок в 1940 году. В 1945 году его первооткрыватель Александр Флеминг сказал: “Бездумный человек, играющий с пенициллином, морально ответственен за смерть человека, который поддается заражению устойчивым к пенициллину организмом”.
Большое лобби
Антибиотики для стимулирования роста и профилактики заболеваний были запрещены в Великобритании в 1971 году. Аналогичный запрет США попытались ввести с 1972 года, но лоббисты от фармацевтических компаний, продававшие антибиотики американской национальной Ассоциации скотоводов, этого не допустили.
Кстати, британский запрет оказался несовершенен, поскольку он только запретил антибиотики для стимулирования роста и профилактики заболеваний, но позволял фермерам лечить инфекции у своих сельскохозяйственных животных антибиотиками, если получал рецепт от ветеринара. Фермеры воспользовались лазейкой и в результате животные стали получать еще больше антибиотиков, чем до того, как запрет вступил в силу.
Аналогичная ситуация была в 1999 году, когда ЕС попытался запретить антибиотики для стимуляции роста. Фермеры начали брать рецепты на лечение.
Масштабы проблемы никто не оценивал в течение длительного времени, потому что ни фармацевтические компании, ни агрокомпании не должны были раскрывать – сколько антибиотиков или даже каких антибиотиков получают их животные.
По иронии судьбы, ситуация изменилась по инициативе самих же фармацевтических компаний, которые стали раздражаться на слишком долгий срок для одобрения новых лекарств.
В 2003 году фармацевтические компании настояли на том, чтобы FDA ускорила процесс регистрации. В ответ Конгресс обязал компании открыть некоторые свои данные о продажах в обмен на ускорении регистрации. В 2009 году в результате федерального доклада выяснилось, что в том году сельскохозяйственные животные получили около 30 миллионов фунтов антибиотиков, включая каждый класс антибиотиков, который существует. С тех пор это число растет с каждым годом.
Теперь люди не хотят, чтобы антибиотики попадали к ним в пищу, и рыночный спрос – единственно мощный стимул для производителей – побуждает агрокомпании к изменению.
В феврале 2014 года Chick-fil-A (американская сеть быстрого питания, специализирующаяся на сэндвичах из курицы) объявила, что она прекращает принимать курицу, которая получала антибиотики. Через несколько месяцев эту инициативу подхватили другие потребители, отдавшие предпочтение мясу тех кур, которые откармливались на сбалансированном рационе, гуляли на солнышке и много двигались, тем самым сохраняя здоровье естественным образом.
В январе 2017 года FDA объявит полностью незаконным использование антибиотиков для сельскохозяйственных животных с целью стимулирования роста, хотя фермеры все еще могут использовать их для профилактики болезней по совету ветеринара. Поэтому фермерам, которым пришлось отказаться от антибиотиков не в добровольном порядке, придется встать к ветеринарам в очередь. (DairyNews.ru/Пищепром Украины)