Производство сои в Украине находится на стабильном уровне последние несколько лет. Ежегодный объем производства этой культуры доходит до 4,5 млн т с постепенной тенденцией к росту, такое мнение в своей колонке высказал обозреватель НВ Бизнес Андрей Леденев.
По прогнозам специалистов, к 2020 году Украина будет производить около 13 млн т семян подсолнечника, 6-7 млн т сои и 2-3 млн т рапса.
За 20 лет в Украине была построена одна из лучших в мире конкурентная маслоперерабатыващая отрасль. Конечно, в мире, где эта отрасль контролируется транснациональными корпорациями. Не все этим довольны. Тем более, что в Украине местные компании в состоянии конкурировать с дочерними предприятиями мировых гигантов.
Все страны борются за то, чтобы добавленная стоимость от переработки масличных оставалась у них, поэтому строят перерабатывающие мощности и стремятся продавать продукты максимально глубокой переработки и импортировать сырье.
Практически все государства занимаются протекционизмом в этой отрасли. Методы от введения импортных пошлин на сырье и дотации на строительство заводов, терминалов, субсидирование последующего реэкспорта конечных продуктов. Например, импортные пошлины на масло в Турции, Индии, ЕС и США. При этом Турция, импортируя семена масличных и пшеницу, является крупнейшим мировым трейдером муки и поставщиком номер один бутилированного масла в Африку и ближний восток.
Кроме того, применяется различного вида нетарифное регулирование. Усиленный ветеринарный, фитосанитарный контроль, различные сертификации и т.д. В то же время на примитивное сырье (семена масличных) зеленый свет. Это принятые практики протекционизма в том числе в Евросоюзе. Квоты на украинские продукты переработки крайне малы.
Кому выгодно
Кто этим воспользуется? Для переработки украинской сои и рапса российская компания Содружество, строит в Белоруссии завод мощностью 1 млн т в год. Этот проект пользуется государственной поддержкой и налоговыми льготами.
Они уже оперируют несколькими заводами в Калининграде и страдают от невозможности приобретать сою в Украине из-за запрета торговли после оккупации Крыма и Донбасса. Хотя, судя по экспортной статистике, они, возможно, уже освоили импорт через Белоруссию с последующей переработкой в Калининграде и последующим экспортом шрота в ЕС. Поэтому срочно строят завод в Белоруссии. По мнению участников рынка, как только они построят завод и получат доступ к дешевому украинскому сырью, с экспортом украинских шротов в Белоруссию может быть определенные трудностями. В результате, мы будем экспортировать рапс и сою, а взамен получать белорусское мясо и молоко. А российская компания Содружество будет зарабатывать на поставках соевых продуктов в Евросоюз.
В Польше транснациональная компания Glencore перепрофилировала завод в Бодачеве на работу с украинским рапсом и соей (около 300 тыс.т в год). Кроме того, строятся несколько средних по размеру заводов каждый 50-100 тыс. в год. Некоторые другие заводы, подконтрольные транснациональным компаниям, также планируют перейти на украинскую сою.
В Германии в Штраубинге (транснациональная компания АDM) работает в большей части на украинской сое. В Румынии и Нидерландах pаводы Bunge. В Венгрии завод компании Van Dam.
Немаловажный момент – все эти заводы импортируют украинскую не генномодифицированную сою. Средний их заработок – $100 на тонне переработки. Сегодня на украинскую не ГМО сою бум в ЕС.
Все эти компании представлены в Украине. При этом они не вкладывают в строительство мощностей по переработке сои в Украине. Они жизненно заинтересованы в импорте сои и рапса и создании препятствий импорту продукции.
Миф об убытках фермеров
Сегодня на рынке переработки сои и рапса нет монопольных игроков конкуренция большая. Построено 6 крупных заводов и строится еще 2. Все принадлежат разным украинским компаниям.
Кроме того, существует множество небольших предприятий с мощностью переработки до 50 тыс. т в год. Все они принадлежат украинским компаниям. Часть существующих заводов может также перерабатывать все виды масличных.
Все производители успешно пробивают дорогу на европейский рынок, минуя посредников в виде транснациональных трейдеров. То есть конкуренция между переработчиками будет достаточно серьезная. Поэтому, когда приводят миллиарды гривен убытков фермеров, это манипуляция.
Эти эксперты просто отделяют НДС от всего рапса подсолнечника и сои. Но это не так. На примере подсолнечника, производство и переработка которого растут из года в год, те же аналитики делают выводы о крайне низкой марже заводов на переработке.
Поскольку возврат НДС на конечные продукты будет сохранен, то конкуренция между переработчиками заставит их отдавать этот НДС поставщикам сырья. То есть фермерам.
Кроме того, по примеру развития рынка подсолнечника, переработчики для поддержания сырьевой базы вынуждены финансировать мелких и средних сельхозтоваропроизводителей вокруг своих предприятий.
Экономический эффект
Дополнительная переработка каждого миллиона тонн – это в среднем 1000 рабочих мест с зарплатой значительно вышей средней по Украине. И это в регионах. Даже не в областных центрах. По мировой практике одно рабочее место в промышленности дает 5 в смежных отраслях.
Плюс это дополнительные $50-100 с тонны переработки, остающиеся по цепочке в стране. И где-то $250 млн прямых инвестиций в основные фонды и инфраструктуру. В случае сохранения данного закона, корпорации и местные компании вложат в строительство заводов и инфраструктуры мин $1 млрд в течении 3-4 лет.
Также это послужит стимулом для производства продуктов более глубокой переработки – концентратов, изолятов, лецитинов ферментированных и энзимных продуктов, которые сегодня в Украине не производятся, а импортируются из ЕС и Китая.
Промышленное производство различных протеинов приведет к удешевлению и повышению эффективности кормов для животных и как следствие увеличению рентабельности животноводства. (Новое Время/Пищепром Украины)