Израильская молочная отрасль позиционирует себя как передовой и высокотехнологичный сектор на мировом рынке. Издание DiaryReporter подготовило обзор тенденций 2017 года в молочном секторе страны, которые могут заинтересовать как работающих в сфере производителей и переработчиков, так и инвесторов, рассматривающих Израиль для реализации проектов.
В Израиле три крупнейших переработчика, которые контролируют 92% всего рынка. Все они уже давно и прочно закрепились на рынке и производят широкий ассортимент продукции.
Tnuva – перерабатывающий кооператив, который занимается производством молочной продукции с момента основания кибуцы в 1926 году. Сырье на переработку поступает от семейных ферм (кибуцы) и сельхозкомун (мошавов). Сейчас компании принадлежит доля местного рынка в более чем 50% (раньше значение было еще выше). Tnuva производит 850 млн литров молока в год и занимает настолько весомое положение на рынке, что постоянно может изменять розничные цены в сторону повышения. В 2011 году высокие цены на молочную продукцию уже выводили израильтян на улицы. Это был один из крупнейших протестов в стране за всю историю – на улицы вышло свыше 300 тыс человек.
В 2014 году китайская компания Bright Foods выкупила контрольный пакет акций Tnuva, что привело к падению стоимости активов компании. В июне 2017 года 12 глав кибуцы выразили недовольства продажей акций китайской стороне и заявили, что рассматривают возможность продажи собственной доли в Tnuva в размере 26%.
Другая компания – Strauss – была основана в 1930-е года иммигрантами из Германии. Переработчик с самого начала активно занимался наращиванием объемов выпуска сыра и мороженого и вскоре стал одним из крупнейших игроков на рынке продуктов и напитков в стране. Наиболее популярными продуктами компании являются десерты линии Dany и Milky.
В 2004 году Strauss и компания по производству кофе и кондитерских изделий Elite объединились. В 2005 году объединенная компания выкупила американского переработчика Sabra, который занимается производством спредов. Это позволило компании получить доступ на рынок Северной Америки. Strauss также находится в активных партнерских отношениях с французской компанией Danone.
Tara Dairy была создана кооперативом фермеров в 1942 году и сегодня это один из крупнейших производителей молочных продуктов в Израиле. Ежегодно компания производит 135 млн литров молока и занимает 10-13% доли рынка. В 2004 году переработчика выкупила Coca-Cola.
Израиль активно пытается взаимодействовать на глобальном молочном рынке. Больше всего это заметно в сегменте международного сотрудничества в сферах образования и обмена опытом. Фермеры и переработчики со всего мира приезжают в Израиль для того, чтобы изучить последние технологии в сфере селекции, строительства, проектирования ферм и производства молочных продуктов.
Израиль активно продвигает собственную молочную продукцию на глобальный рынок. Страна поставляет “молочку” на 37 мировых площадок. В особенности спрос на молочную продукцию из Израиля заметен в странах, где проживают крупные еврейские общины. В январе 2017 года Израиль начал поставлять продукцию в Россию. В общей сложности Израиль отдает на экспорт 7 тыс тонн молочных продуктов.
В прошлом году израильские молочные компании продали 449 тыс литров питьевого молока, 37 тыс тонн твердого сыра, 106 тыс тонн мягкого сыра. Эксперты прогнозируют, что этот тренд продолжится в 2017 году. На потребительском рынке растет спрос на мягкие сыры, такие как крем чиз, белый сыр и коттедж чиз. Покупатели предпочитают покупать низкокалорийные и легкие сыры, многие переработчики уже выпустили продукты с содержанием жира не более 3%. Кроме того, местные компании стараются расширить ассортиментную линейку новыми продуктами. Так, не так давно Tara запустила производство напитков на основе сока и молока для детей, другой переработчик – Strassa – пуддинги. (Dairy Reporter/Пищепром Украины)