13-15 сентября в Одессе состоялся Пятый агрохимический форум, в котором приняли участие более семидесяти трейдерских и аграрных компаний. Участники обсудили актуальные проблемы своего бизнеса, обменялись опытом и мнениями относительно перспектив развития внутреннего и мирового рынков минудобрений и СЗР, посетили крупное перевалочное предприятие в порту “Южный” “ТИС-Минудобрения”. Своими впечатлениями о форуме мы попросили поделится организатора форума, руководителя компании “Инфоиндустрия” Дмитрия Гордейчука.
– На форуме вы сказали, что агрохимический рынок вступил в фазу переформатирования. Что это означает?
– Наш рынок от монопольного, довольно прямолинейного состояния, когда погоду на нем задает один игрок, стремится к полноценному, объемному содержанию, можно сказать 3D формату. Вместо классических схем “купи-продай” начинают работать другие, более сложные отношения. На рынок также существенно влияет уровень развития логистики, финансовое состояния аграриев, мировая конъюнктура и тд. В Украине производится довольно большой объем селитры и карбамида, который просто невозможно быстро реализовать по нескольким причинам: у рынка не хватает оборотных средств и вагонов. И самое главное, что заводы долгое время не работали. Они получили двойной стресс, не только из-за остановки и финансовых потерь, но и из-за утечки кадров, лучших кадров.
– Какую стратегию выживания они могут избрать?
– Компании, управляющие заводами, которые потеряли доверие со стороны трейдеров, будут стремиться к подписанию, так называемых, длинных контрактов, чтобы завязывать трейдеров на продолжительные отношения с целью реализации всей своей продукции. Но это практически невозможно, потому что при ежегодном производстве порядка 2,6-2,7 млн тонн карбамида, продать эти объемы в Украине весьма проблематично. Ситуацию усложняет высокая цена товара, когда импорт намного дешевле, но в то же время, с ним много хлопот, его надо привезти, разгрузить в порту, выполнить таможенные формальности, розфасовать, погрузить в вагоны и поставить потребителю, на это уходит колоссальные затраты времени и много денег, кроме этого надо найти постоянного поставщика, такого же хорошего, как украинские заводы. Их владельцы знали об этой ситуации, поэтому были уверены, что рынок будет покупать у них продукцию по той цене, которую они предложат. Уже по состоянию на 18 сентября, стартовая цена от известной компании составляла 9700 гривен за тонну карбамида. Тогда как Одесский припортовый завод, который решил поработать на внутренний рынок пока это выгодно, тот же товар предлагал по 8200 грн/т, с НДС, на тех же условиях поставки.
Но вряд ли политика удержания высоких цен себя оправдает, потому что мировой рынок сохраняет тенденцию к повышению стоимости химической продукции. К осени газ будет дорожать, подорожают и удобрения, уже сейчас селитра продается по 205 долл. США/т, карбамид – по 250 долл. США/т.
Это говорит о том, что украинский рынок, который по разным причинам постоянно лихорадит, вынужден будет подстраиваться под мировую конъюнктуру. В этих условиях выиграет тот, кто предложит конкурентный по цене и качеству товар. Переформатирование нашего рынка связано и с тем, что на нем может появиться в больших объемах грузинские, болгарские, казахские и узбекские азотные удобрения. Они немного ниже по цене и немножко отличаются по качеству от традиционных удобрений, но тем не менее подпадают под понятия карбамида и селитры.
– Эти продукты конкурентные с учетом длинного “транспортного плеча”?
– Длинное плечо заставляет трейдеров думать заранее, о цене и способах поставки, предварительно все оплачивать, да, трейдер рискует, но в результате шкурка стоит вычинки, потому что партнеры, которых они нашли, надежны, а их продукты вполне конкурентны на нашем рынке.
– На конференции много внимания уделялось “другим” или новым удобрениям. Что это за продукты и какова их роль в переформатировании рынка?
– Объемы “других” на нашем рынке уже два года подряд растут. С 2015 по 2016 год их объемы увеличились на 40-45%. В прошлом году в физическом весе их завезли в Украину более 220 тыс. тонн. Это свидетельствует о том, что рынок готов к экспериментам ради повышения эффективности. Аграрии охотно покупают новинки и, естественно, дороже, чем обычные удобрения. К таким можно отнести и сульфат магния, и различные растворимые NPK, и фосфорные быстрорастворимые, и карбамид гранулированный с покрытием, и многие другие.
– Как вы считаете, удержит ли монополист свои позиции?
– У нас происходит плавная демонополизация рынка, возможно, она закончится нескоро, но она имеет место. Не следует сбрасывать со счетов и то, что политика нашего государства сейчас направлена на отказ от российского капитала, вытеснение русских владельцев из этого бизнеса в Украине. То, что происходило с отечественными заводами в последние два года, нельзя считать завершением процесса демонополизации. Их, вероятно, ожидают новые испытания. У нас есть информация о том, что Северодонецкий “Азот” не может запустить свою когенерационную установку, без которой невозможно возобновление производства, потому что местная власть не хочет принимать объект, через несоблюдение установленных ею формальностей.
Но мы все же надеемся, что отечественные заводы войдут в обычный ритм работы, потому что, во-первых, без их продукции рынок получит перекос в сторону импорта, что нежелательно и небезопасно, во-вторых, химические предприятия – это десятки тысяч рабочих мест в этой и смежных отраслях, это большая польза государству, несмотря на то, что владелец находится где-то за рубежом.
– Насколько острой является проблема железнодорожного транспорта?
– Если мы ее не решим, то будет все равно: работают заводы или нет, потому что не будет возможности вывезти продукцию. К сожалению, эту проблему нельзя решить только в кабинете в главы “Укрзал_зниц_”. Необходимо волевое решение высших руководителей.
– А как ее можно решить? Что предлагают трейдеры?
– У нас есть олигархи, которые взяли “под себя” очень много вагонов, и сейчас начинается спекуляция на этом ресурсе. Кроме этого, необоснованно завышены железнодорожные тарифы, именно поэтому Украина потеряла транзитные грузы, и это очень плохо для экономики в целом. Видимо правительство не видит в “Укрзал_зниц_” перспектив транзитного объекта, который должен зарабатывать. Порты не развиваются. К решению этих проблем следует подойти более глобально и креативно. К сожалению, никакой стратегии, и тактики государства в этом вопросе мы не видим. Необходимо построить много специальных вагонов, трейдеры готовы взять в этом участие, но для этого нужна Госпрограмма по развитию железнодорожной логистики.
– Что вы можете сказать об обеспеченности аграриев удобрениями на осенний период? Нет ли условного дефицита какого-то вида продукции?
– Обеспеченность аграриев этим ресурсом ограничивалась только их финансовыми возможностями, но, судя по растущим продажам, большинство сельхозпроизводителей не намерено экономить на будущем урожае. Традиционно ощущается нехватка недорогих фосфорных удобрений: дефицит составляет около 20 тысяч тонн. Правда появился аммофос, трейдерам он интересен, но аграрий берет его плохо, из-за высокой цены. Больше покупают NPK – удобрения с высоким содержанием фосфора и калия.
В ближайшее время ожидается введение новых антидемпинговых ограничений на импорт агрохимии из России. Напомню, что сейчас наш рынок практически закрыт для российского КАС, карбамида и частично для селитры. В связи с этим появилось много альтернативных продуктов того же происхождения. Но сейчас наше химическое лобби, очень активно работает над тем, чтобы окончательно закрыть наш рынок для этой продукции, и я думаю, их усилия увенчаются успехом, в следствие чего перед импортом “альтернатив” тоже будет поставлен таможенный барьер. Но в потоке импорта из России появятся новые “альтернативы”, в которых будет очень много азота (26%), мало фосфора и серы. Но цены на новые альтернативные удобрения взвинтить не удастся, потому что появится грузинский, болгарский, румынский, польский продукт. (infoindustria.com.ua/ Пищепром Украины)