В ближайшие 10 лет спрос на молочные продукты в Китае будет расти, такие прогнозы делают эксперты. Этому будет способствовать набирающая обороты урбанизация, а также появившаяся у китайских семей возможность иметь больше одного ребенка. Государство активно пропагандирует употребление молочных продуктов, включая их в рекомендации местных учреждений здравоохранения.
Производство молока
В Китае в 2016 году было произведено 35,7 млн тонн молока, годом ранее – 37,5. По прогнозным данным USDA, в этом году в стране не будет больше, чем 35 млн тонн собственного производства. В структуре мирового производства Китай находится на 4 месте после стран Евросоюза, США и Индии. На Китай приходится 7% от общего объема производства.
Поголовье коров в Китае составляет8 млн голов. По сравнению с 2015 годом оно сократилось на 400 тыс голов, в 2017 году число животных уменьшится и составит 7,5 млн, такие прогнозы делает USDA.
Переработка молока
Исторически потребление молочных продуктов в Китае находится на низких значениях относительно показателей в других странах. В 2015 году среднестатистический житель Китае употреблял не более 59 литров в год. Во многом это связано с тем, что большинство китайцев имеют непереносимость лактозы. Однако в последнее время потребление молочных продуктов, особенно сыров и йогуртов, начало расти. Это объясняется ростом численности населения городов, увеличением доходов среднего класса, трендом на здоровое питание и моду на продукты с Запада, к которым китайцы относят “молочку”.
Рынок молочных продуктов в Китае конкурентный: здесь присутствуют такие крупные игроки, как Fonterra, кроме того, в страну импортируют 20 из 28 стран Евросоюза. На местном рынке особо заметными является компания Inner Mongolia Yili Industrial Group.
Питьевое молоко
Вместе с ростом доходов местных жителей и трендом на здоровый образ жизни потребление питьевого молока в Китае начало расти. Спрос удовлетворяется за счет импортных поставок свежих молочных продуктов в рамках достигнутых соглашений о свободной торговле Китая с Австралией и Южной Кореей. В объемах в 2016 году прирост в продажах составил 4%, в денежном выражении – 6%. На местном рынке наибольший рост в продажах в прошлом году показала компания Inner Mongolia Yili Industrial Group. В перспективе продажи питьевого коровьего молока и молочных ароматизированных напитков на его основе будут оставаться стабильными. Молоко пользуется большой популярностью среди молодежи, поэтому, по прогнозам экспертов, компании будут стараться достичь своей целевой аудитории за счет использования различных маркетинговых инструментов.
Йогурты
Спрос на йогурты в Китае растет из-за популярности здорового образа жизни. В основном, йогурты покупают молодежь. Для них йогурт – это здоровый перекус и часть популярной западной культуры. Компании стараются оперативно реагировать на вызовы рынка и запускают новые продукты. Так, в 2016 году компания Yakult China запустила производство легкого йогурта, в котором на 70% меньше содержание добавленного сахара. Продукты без добавления сахара в том же году запустили и гиганты Inner Mongolia Industrial и Inner Mongolia Mengniu Group. Лидером в объемах продаж в категории является бренд Bright Dairy & Food – Momchilovitsi. В последнее время в Китае набирает популярность так называемого асептический йогурт – ambient yoghurt. Этот продукт не нужно хранить в прохладном месте, что делает его очень удобным продуктом с точки зрения хранения и транспортировки. В перспективе эта категория продуктов будет продолжать расти на фоне падения популярности йогуртов, которые хранятся в холодильнике.
Сыр
В Китае сыр становится очень популярным продуктом. Молодые родители покупают сыр детям, он появляется в меню детского питания в местных школах. Китайцы очень любят чизкейк, молодые женщины часто готовят десерт дома и, тем самым, поддерживают продажи крем-чиза на высоком уровне. В Китае активно развивается система фудкортов, увеличивается количество точек продаж McDonald’s и Pizza Hut, а, вместе с тем, растут продажи разных видов сыра. Наибольшая доля в объемах рынка здесь принадлежит Bongrain Foods Co LTd – 25%. Компания серьезно занимается продвижением и рекламой. В 2014 году Bongrain запустила интернет-магазин и инвестировала в рекламу в сети. Совокупные темпы годового роста в категории, по прогнозам аналитиков Euromonitor, составят 16%. Потребление сыра на душу населения на сегодняшний день остается довольно низким, рынок является потенциально интересным для новых игроков в отрасли. Вместе с набирающим обороты трендом на западные продукты сыр продолжит уверено расти, спрос местных потребителей будет активно удовлетворяться за счет новых перспективных соглашений о свободной торговле между государствами.
Другие молочные продукты
Китайцы не знают, что такое сгущенное молоко, местные производители не очень охотно старались внедрить новый продукт на рынок и не вкладывали больших денег в продвижение. Такие категории товаров, как кофейные сливки, также не имеют большой популярности, так как в стране распространено кофе в стиках “Три в одном”. Основным игроком в этой категории является Nestle China с долей в 69% от объемов рынка. Вместе с тем, на рынке существует потребительский миф, что кофейные сливки являются вредными для здоровья, поэтому Nestle больше фокусируется на разработке и продвижении инновационных готовых напитков с содержанием кофе. (Dairynews.com.ua/ Пищепром Украины)