Gemini Espresso – украинская компания, которая уже 20 лет занимается производством натурального кофе. Сегодня из свежеобжаренного зерна Gemini готовят напитки на всей территории Украины. О том, какие кофейные предпочтения наблюдаются в разных регионах страны, рассказывает Андрей Каракуця – руководитель регионального отдела Gemini.
Сегодня натуральный кофе можно купить буквально на каждом шагу. Чашка эспрессо по доступной цене – не дефицит, но так было не всегда. В 1996 году, когда компания начинала свою деятельность, 80% населения пили растворимый кофе: это было быстро, удобно и недорого. Никто не задумывался о вкусовых качествах продукта и его влиянии на организм.
Сейчас ситуация изменилась – темпы роста потребления зернового кофе в Украине самые высокие в Европе. Жёсткая конкуренция на рынке позволяет кофеманам пить зерновой кофе по доступной цене. Но даже при этом объём потребления натурального кофе украинцами в два раза ниже средних европейских показателей – 2,8 кг против, например, Италии – 5,5 кг в год.
Можно смело сказать, что в регионах продаётся 70% недорогого кофе, 25% – в среднем ценовом сегменте и 5% премиального кофе. В Западной Украине, особенно в Закарпатье, любят смеси с преобладанием робусты, поскольку именно она даёт насыщенный крепкий и терпкий вкус.
Восточная Украина пьёт более мягкий кофе со смесями арабики. Южная и Центральная Украина выбирает нечто среднее между горьким и мягким вкусом. Но можно смело утверждать, что умеренный вкус кофе любят везде.
Что касается самого ритуала, то во Львове, Тернополе, Закарпатье и Хмельницком очень популярны “кав’ярн_”. Их очень много в этих городах – как с сидячими местами, так и Coffee To Go. Люди пьют кофе не спеша, наслаждаясь вкусом за приятной беседой.
Винница, Житомир, Черновцы продают кофе в кафе и розничных магазинах, часто оборудованных специальными уголками.
В крупных городах, таких как Днепр и Харьков, предпочитают Coffee To Go, также большое количество напитка в чашке продаётся через фастфуды и сигаретные ларьки формата “сигареты/кофе”.
В Кривом Роге и Запорожье – промышленных городах с большим количеством людей, работающих на заводах, сформировалась привычка покупать кофе в магазинах – здесь кофейная культура не так развита, как в Западной Украине.
Самый высокий прирост продаж натурального кофе наблюдается в восточных областях Украины – там стремительно меняется отношение к кофе. В Западной Украине в меню редко можно встретить растворимый кофе, а в Восточной присутствуют подобные позиции.
На вкусовые предпочтения украинцев в разных регионах страны значительно повлияло историческое прошлое.
Например, в Каменец-Подольском долгое время готовили кофе по-турецки со специями – такую привычку оставила после себя Османская империя, захватившая Каменец-Подольский в 1672 году. Кислый кофе, в том числе кофе третей волны, тут не любят.
Западная Украина, принадлежавшая в своё время Австро-Венгрии, привыкла к кофе тёмной обжарки – горькому и терпкому.
В то же время на вкусовые предпочтения повлияло советское наследие, ведь растворимый кофе более мягкий на вкус. Переход от растворимого к заварному кофе осуществляется по вкусовому параметру, поэтому часто те, кто привык к растворимому кофе, предпочитают более умеренный вкус сортов с преобладанием арабики, то есть ищут нечто подобное.
Также немаловажным фактором перехода и выбора смеси является платёжеспособность населения, ведь арабика – более дорогой сорт кофе, чем робуста. В каждом регионе наблюдается своя проходная цена.
Можно смело утверждать, что рынок кофе Украины продолжает расти. В каждом регионе страны люди стремятся получить качественный продукт по справедливой цене, и эта тенденция будет сохраняться в будущем. Бленды Gemini разработаны с учётом вкусов украинских потребителей и потребностей клиентов. Компания ориентирована практически на все сегменты рынка: моносорта кофе и смеси с преобладающей арабикой для кофеен, ресторанов, фастфудов и кафе, специальные смеси для автоматических и вендинговых кофемашин, а также широкий ассортимент для офисного и домашнего секторов. (Focus.ua/ Пищепром Украины)