Ажиотаж вокруг новых правил назначения на авиамаршруты привлек внимание общества к проблемам авиаиндустрии. Затем на медиагоризонте возник вопрос того, насколько корректно и продуктивно предоставляются арендаторам площади в аэропортах. На этом фоне будет уместным обратиться к аспекту, на первый взгляд, техническому – бортпитанию пассажиров. Многие возмущаются скудным ассортиментом, ценой или качеством предлагаемых продуктов. Вместе с тем мало кто, кроме экспертов, обращает внимание на обратную сторону данной проблемы.

Сегодня авиакомпании вынуждены нести огромные потери от поставки бортпитания. И как ни странно, проблема с припасами (так законодатель именует бортпитание) затрагивает в первую очередь авиаперевозчиков, готовых идти навстречу пассажирам, предлагая им разумный выбор товаров и пытаясь удержать доступные тарифы на авиаперевозки.

Каким же образом припасы могут влиять на себестоимость авиаперевозки? Их можно просто исключить из стоимости авиабилета и предлагать пассажиру на выбор непосредственно на борту при совершении международного авиарейса. Если пассажир желает перекусить во время полета, авиакомпания должна предложить достаточный ассортимент еды по разумной цене, не особо превышающей себестоимость, что обусловлено отсутствием таможенных платежей при перемещении продуктов питания через границу Украины.

Вот тут и начинается самое интересное. Таможенный кодекс Украины, принятый в марте 2012 г., презюмирует освобождение припасов от таможенных платежей и мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности при пресечении ими таможенной границы Украины. При этом, согласно ст. 229 Таможенного кодекса Украины, пропуск продуктов питания на воздушные суда коммерческого назначения осуществляется лишь на основании оформленных товаросопроводительных документов (таможенная декларация, как правило, не требуется).

Действующий порядок таможенного оформления и контроля за перемещениями припасов, утвержденный Министерством финансов Украины в мае 2012 г., касается исключительно продуктов, поставляющихся на воздушные суда эксплуатантов-нерезидентов и не затрагивает вопросов их таможенного контроля/оформления украинскими авиакомпаниями, что позволяет сделать вывод о том, что такие припасы контролю не подлежат.

Таким образом, погрузив их на борт воздушного судна на территории Украины и предоставив органу доходов и сборов документы об их количестве, авиаперевозчик приступает к исполнению международного рейса и может реализовывать на борту судна бортпитание всем желающим пассажирам.

Очевидно, что бортпитание следует погружать на борт с избытком. Ведь на самом деле никогда точно неизвестно, сколько пассажиров и что именно захотят приобрести. По идее, после совершения международного рейса и возврата судна на территорию Украины излишек продуктов, срок годности которых не истек, авиаперевозчик должен иметь возможность вернуть на склад для дальнейшего использования или перегрузить на иное воздушное судно, исполняющее международный рейс.

Однако на практике контролирующие органы мыслят иначе.

Фискалы ссылаются на ст. 224 Таможенного кодекса Украины, согласно которой “припасы, ввозящиеся на таможенную территорию Украины морскими, речными и воздушными судами, освобождаются от таможенных платежей при условии, что они остаются на борту таких судов”. В ином случае органы доходов и сборов требуют от авиаперевозчика либо оплатить импорт неиспользованных продуктов для их свободного обращения на территории Украины, либо утилизировать остатки бортпитания как мусор вне зависимости от их пригодности к использованию. То есть, руководствуясь такой логикой, авиакомпания вынуждена выбрасывать (!) оставшиеся после рейса упакованные продукты – соки, закуски, воду и пр., которые имеют относительно длительный срок годности, или платить за них таможенные импортные пошлины. Разумеется, ни один из предложенных выше вариантов авиаперевозчику не выгоден.

Оплата избыточных припасов в качестве импорта в разы увеличит их стоимость и заставит перевозчика вернуться к схеме формирования стоимости авиабилета с учетом бортпитания, что, в свою очередь, существенно повысит стоимость перелета для пассажира.

Утилизация же пригодных для использования припасов сама по себе неразумна, и для поддержания широкого ассортимента товаров на борту фактически вынуждает авиаперевозчика пускать деньги на ветер.

Не желая и не имея возможности впустую тратить средства, украинские авиаперевозчики нашли простой, но, к сожалению, ущербный для пассажиров выход – грузить на борта воздушных судов минимально допустимое количество бортпитания, которое, по расчетам перевозчиков, будет приобретено во время полета с 99%-ной вероятностью. Таким образом украинские авиакомпании избегают ситуации, когда оставшиеся неиспользованными бортприпасы надо или поместить в режим импорта и оплатить соответствующие таможенные платежи и налоги, или полностью утилизировать вне зависимости от пригодности к дальнейшему потреблению.

Парадокс ситуации заключается в том, что согласно действующему законодательству, продукты питания, погруженные на борт воздушных судов эксплуатантов-резидентов на территории Украины, не подлежат таможенному оформлению и контролю, а значит, не должны подвергаться такому контролю и при возврате на территорию Украины. Ст. 224 Таможенного кодекса Украины, которой обосновывают свои требования фискальные органы, применима, по большому счету, лишь к тем случаям, когда авиакомпания закупает продукты питания вне территории Украины, где органы доходов и сборов Украины лишены юрисдикции.

Желание же контролирующих органов максимально расширить налоговую базу, не вникая, при этом, в экономическую составляющую бизнес-процессов, вполне успешно режет на корню не только коммерчески обоснованные подходы к бортпитанию, но и существенно усложняет и так нелегкую в нынешних реалиях жизнь украинских авиаперевозчиков. (Александр Повар, старший юрист, ECOVIS Бондарь и Бондарь, Forbes.ua/Пищепром Украины и мира)

Добавить комментарий