Летом 2012 г. в Астане и Караганде открылись кафе нового формата – антикафе Just a moment и “Абажур”. Они успешно фунционируют и по сей день, несмотря на первоначальный скепсис со стороны рестораторов и обывателей. На сегодняшний день обороты антикафе составляют около $20 тыс. в месяц. То есть уже сейчас можно сказать, что формат антикафе показал себя как любопытная бизнес-модель, которая при стечении определенных факторов позволяет вернуть вложенные средства в короткие сроки. Формат антикафе, или, как его еще называют, “третье место”, “свободное пространство”, был придуман два года назад в Москве журналистом и писателем Иваном Митиным. Первое московское заведение с альтернативной системой оплаты открылось в 2010 г. и называлось “Дом на дереве”, где каждый мог выпить чая и просидеть весь день с книжкой, а в качестве вознаграждения оставить сумму, которую не жалко. Этих денег хватало на аренду помещения – на большее организаторы и не рассчитывали. Однако уже к началу 2011 г. проект решили превратить в бизнес. Место назвали “Циферблат” – минута проведения в нем равнялась 1 руб. Концепция заведения заключается в том, что посетители платят за время, проведенное в нем, а не за еду и услуги. В антикафе можно воспользоваться интернетом, почитать книгу, поиграть с друзьями в настольные игры и многое другое. Чай, кофе, печенье – бесплатно и в неограниченном количестве, также можно приносить еду с собой.
Буквально в течение одного года в России и в Украине открылось еще около 30 подобных мест – с разными названиями, нюансами, но с единой описанной бизнес-моделью. По словам российского бизнес-портала Hopes & Fears, концепция антикафе довольно быстро вызвала ажиотаж среди людей, готовых вложить деньги в бизнес, но не располагающих при этом большими средствами. Эксперименты с моделью оплаты пробовали и пробуют рестораторы всего мира. В венском кафе Deewan посетитель может заказать сколько угодно блюд из меню и заплатить за них по своему усмотрению, а в лондонском кафе Sew Over It вдобавок к неограниченному количеству капкейков, чая и кофе можно научиться шить, оплачивая 5 фунтов за проведенный час. В заведении Ogori Cafe в городе Касива каждый гость получает то, что заказывал предыдущий, а то, что он заказывает сам, подносят следующему за ним посетителю. В берлинском винном баре Frarosa посетитель платит 2 евро за вход, в которые уже включен первый бокал. Дальше можно выпивать сколько душе угодно, а конечную сумму гость определяет сам. В США даже есть ресторан, где вы платите штраф, если не доели поданное вам блюдо.
Казахстанский опыт
Перспектива открытия кафе, где не надо думать о кухне, что, пожалуй, является основной головной болью рестораторов, звучит соблазнительно. Нет еды, значит, не нужно тратиться на поваров, официантов, оборудование, склады для хранения и многое другое. На первый взгляд, все, что нужно, это помещение, мебель, пара администраторов, кофемашина, чай, печенье, настольные игры, приставки, книги, интернет и прочие вещи, которые скрасят пребывание гостей так, что они забудут о времени, а это как раз то, что и нужно создателям. “Вначале я с опаской отнесся к такому формату: какое это кафе без еды и спиртного? А потом проникся и решил, что Караганде действительно нужно такое место”, – рассказывает Станислав Маликов, директор кафе-клуба “Абажур”. Антикафе, открывшееся в Караганде 30 июля прошлого года под его началом, является первым подобным заведением в Казахстане. Однако слово “антикафе” он предпочитает не употреблять, считая его несколько агрессивным. Заведение именует себя кафе-клубом, но скоро будет переименовано в тайм-клуб, что более соответствует заданному формату.
В свою очередь Дильда Батрашева, директор столичного антикафе Just a moment, признается, что вообще не знала о существовании формата антикафе – она просто хотела открыть место, где семейные пары, их дети, молодые люди да и все интересующиеся смогут собраться и просто пообщаться – свободно, без стеснения и оттенка гламура. 29 августа антикафе Just a moment открыло свои двери жителям столицы. Если говорить об инвестициях, то их количество варьируется. Открытие антикафе в Астане обошлось в $130 тыс. – в эту сумму также входит аренда помещения за первые три месяца и его ремонт, покупка мебели и оплата труда работников кафе. В намного меньшую сумму обошлось открытие тайм-клуба “Абажур” его создателям – в $86 тыс., и это неудивительно. Площадь “Абажура” составляет 180 кв. м, тогда как площадь столичного антикафе – 230 кв. м. Также надо учитывать разницу цен в Астане и Караганде – цена отличается даже на чай и печенье. Создатели антикафе признаются, что еще не окупили вложенные средства, но планируют, что уже через год после открытия смогут сделать это.
Стоимость часа в “Абажуре” составляет 500 тенге
Стоимость часа в “Абажуре” составляет 500 тенге, со второго часа расчет идет за минуту – 8 тенге. Еще недавно стоимость составляла 5 тенге в минуту за второй и последующие часы, но создатели повысили оплату, для того чтобы расширить программу событий и проводить их на постоянной основе. Какой-либо бонусной системы в тайм-кафе нет, создатели считают цены оправданными. В Just a moment еще до нового года стоимость составляла 1200 тенге в час, после цену сократили вдвое. Аренда отдельной уютной комнаты, где можно справить день рождения, попеть в караоке, посмотреть фильмы или устроить банкет, составляет 8000 тенге в час, аренда кинозала – 6000 тенге. Здесь учет времени ведется по бильярдной системе – компьютеризированная система с карточками для каждого посетителя. Кроме того, есть именные карты, на которых накапливаются бонусы. Подобная система учета времени обошлась создателям в 600-700 тыс. тенге, также надо учесть расходы на ежемесячную поддержку.
Самая внушительная часть расходов, по словам директора столичного антикафе Just a moment, – аренда помещения, а также фонд заработной платы. В штате антикафе состоят семь человек: три администратора работают посменно, два кухонных работника, аниматор, бухгалтер и маркетолог. На частные мероприятия предоставляются услуги официантов за отдельную плату. В “Абажуре” такое же количество людей в штате, кроме того, есть официанты, которые помогают гостям разобраться в настольных играх, пользоваться кофемашиной и прочее. “Сердцем нашего заведения является аниматор. Аниматор в антикафе – это практически то же самое, что шеф-повар в ресторане”, – говорит Маликов. В чем преимущество такого формата? Плюсом является то, что, по сути, не надо тратиться на рекламу – в случае с антикафе “сарафанное радио” срабатывает куда лучше ярких билбордов. Тем более что трудно объяснить такой формат, используя традиционный канал коммуникации. “Больше половины гостей приходят к нам по отзывам друзей и знакомых; своими рассказами они передают атмосферу нашего места, что и является нашей изюминкой”, – рассказывает Дильда Батрашева и добавляет, что 90% посетителей, заразившись этой атмосферой, приходят во второй раз.
Настольные игры – непременный элемент любого антикафе. В кафе-клубе “Абажур” множество игр на различный вкус, одна из них – “твистер”: динамичная, скорее напольная игра, для всей компании. Правильно объяснить людям формат и было самым трудным моментом, особенно поначалу, признается директор кафе-клуба “Абажур”. “По моим подсчетам, в среднем уходило три минуты на каждого посетителя, чтобы донести концепцию заведения”, – говорит она. Сегодня создатели “Абажура” рассказывают о себе лишь в одной социальной сети – “Вконтакте”, что во многом говорит об их целевой аудитории. Поначалу ими был создан сайт, но его признали неэффективным и высокозатратным, поэтому в скором времени он был закрыт. А вот в Just a moment поступили иначе: как только открылось антикафе, уже были созданы аккаунты во всех соцсетях, а также сайт.
Сфера развлечений
Что же касается главной составляющей антикафе – сферы развлечений, то в тайм-клубе “Абажур” функционирует клуб английского языка, проводятся спид-дейтинг, турниры, встречи молодежных организаций, лекции спикеров. “Мы даже ходили в акимат с просьбой оказать поддержку социальным проектам, но получили отказ, хотя и не надеялись особо”, – говорит Станислав Маликов. Программа мероприятий в Just a moment еще более насыщенная: каждый четверг проходит заседание киноклуба “Антипопкорн”, проводятся поэтические вечера, клуб казахского языка, турниры по Mortal Combat, встречи клуба “Что? Где? Когда?” и многое другое. “Мы открыты для всех предложений и даем возможность молодым людям выставить свои работы, организовывать встречи, показывать свои таланты. Я и не думала, что у нас в городе столько креативной амбициозной молодежи! – поясняет Дильда. – Благодаря им наше антикафе и разивается. Этой энергией заряжаются все пришедшие люди, многие говорят мне, что именно здесь к ним приходят какие-то идеи, нестандартные мысли и решения”.
Целевая аудитория антикафе сильно разнится в зависимости от города. В тайм-клубе “Абажур” 80% посетителей – это молодые люди в возрасте от 16 до 23 лет. В столице аудиторию антикафе около 50% представляют подростки и молодые люди, 10% – дети до семи-восьми лет и 40% – взрослые. И это только в количественном соотношении – процент взрослого населения в приносимых оборотах гораздо выше. Батрашева признается, что большую часть доходов приносят закрытые мероприятия – в антикафе даже проводили “тусаукесер” и “кудалык”. Между тем открывать подобного формата кафе в других городах Казахстана создатели “Абажура” и Just a moment не собираются. В частности, Дильда Батрашева убеждена в том, что невозможно управлять бизнесом дистанционно. Поэтому в ее планах расширить штат, добавить зону коворкинга, а также устроить своего рода продленку для детей. Станислав Маликов соглашается и отмечает, что их главная цель – дальнейшее развитие ивент-менеджмента, а не создание новых точек, так как, по его мнению, обкатка одного подобного заведения занимает как минимум год.
В антикафе Just a moment несколько зон – одна из них представляет собой кинозал, рассчитанный на 15 мест. Каждый четверг здесь проходит встреча киноклуба “Анти-попкорн”. Стоит отметить, что в России все создатели “третьих мест” сходятся во мнении, что мода на подобные вещи скоротечна. Однако предприниматели Казахстана считают, что у антикафе есть будущее, и весьма хорошее. “Такой формат еще долго будет интересен людям – те же студенты были, есть и будут”, – говорит Станислав Маликов. (Форбс/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)