Годами телевизор рассказывал народу, что Россия кормит мир, умалчивая, что даже в части базовых видов продовольствия (зерно, масличные, сахар, мясо) российский АПК критически зависит от Запада.
Не только от иностранной сельскохозяйственной техники и технологий, но и от импортных семян, без которых сельское хозяйство РФ превратится в тыкву. Ни о какой программе импортозамещения в АПК нет и речи, ведь доля российских семян составляет менее 50–60%, а по отдельным позициям, например, сахарной свёклы и семенного картофеля — 1–2%.
Ещё в декабре 2019 года председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко критиковала ситуацию в АПК России. Как заявила она на одном из совещаний, отрасль «полностью загубили».
«По семеноводству просто катастрофа… Почему Министерство сельского хозяйства занимается этим без энергетики? Казалось бы, в набат надо бить Минсельхозу, ходить в правительство, объединять усилия с Министерством образования и науки, с Академией наук, разработать чёткий амбициозный план по развитию отечественного семеноводства», — в сердцах возмущалась Валентина Ивановна.
О катастрофе в российском АПК давно говорили и учёные. Например, Владимир Шевченко, профессор, кандидат сельскохозяйственных наук, заведующий кафедрой селекции и семеноводства Воронежского государственного аграрного университета им. Петра I предупреждал, что ситуация с семенами и селекцией в России критическая.
«В некоторых сегментах, например, по сахарной свёкле, доля импортных семян доходит до 98–99%. От 50 до 70% (в зависимости от регионов) занимают на рынке иностранные семена подсолнечника, кукурузы, ячменя и рапса. Про овощи можно и не говорить. У нас практически прекращено семеноводство овощных культур. Мы полностью зависим от зарубежных компаний-монополистов. Если они перестанут нам поставлять семена, производство сельхозпродукции у нас рухнет», — заявлял он.
По его словам, «проблема импортозамещения существует давно», так как «развал СССР привёл к запущению сельского хозяйства». Он отметил, что «селекционные центры, созданные в советские годы, влачат жалкое существование».
Для восстановления необходимы «мощные финансовые вливания в инфраструктуру — поднимать и развивать отечественные селекционные центры, чтобы они создавали сорта, которые будут приспособлены к местным условиям». Необходимо закупать оборудование и технику, «уделять больше внимания молодым кадрам, повышать им зарплаты»… Как заявил Владимир Шевченко, в Новосибирске кандидат наук получает 25 тыс. руб. ($180 по официальному курсу, а по реальному – в два раза меньше), поэтому и «нет среди молодёжи желающих заниматься селекцией».
Все «тучные годы» правительство России создавало видимость работы в части хотя бы частичного импортозамещения семян. Однако российские учёные ещё в 2020–2021 годах предупреждали, что полностью заместить импорт семян не получится, ведь по некоторым агрокультурам РФ отстала на десятки лет.
Минсельхоз России поставил план по увеличению к 2026–2030 годам доли используемых российских семян до 75–90%, однако это и тогда — до вторжения России в Украину, было нереально, а сейчас — в условиях экономической блокады и подавно.
Тем временем из России массово уходят иностранные компании, в том числе некогда партнёры российского АПК, поставщики и производители продуктов питания, нарушены логистические цепочки…
В российском обществе нарастает тревога дефицита товаров и услуг, ширится продовольственная паника. Многие товары прямо сейчас исчезают с прилавков магазинов, и ограничение продажи определённых категорий продуктов (соль, сахар, крупы, масло и прочее) в одни руки — даже не тревожный звоночек, а настоящий набат. (Новости/Пищепром Украины)