Увлечение украинцев веганским образом жизни открывает перед украинскими FMCG-предприятиями новые рынки. Бизнес отвечает на потребности отдельной категории потребителей.

В моем окружении есть люди, которые придерживаются четырех видов пищевой философии. Одни (и это большинство) употребляют любые доступные продукты. Другие — вегетарианцы — это потребители, исключившие из рациона мясную продукцию и получающие необходимый белок из растительных и молочных продуктов. Третьи — мит-лимитеры — максимизируют потребление растительных продуктов и уменьшают потребление мясных. И четвертый — веганы — потребляют исключительно растительную пищу (сою, рис, тофу, овес, пшеницу, миндаль и кокосы), а также «налегают» на овощи, фрукты и бобовые.

Веганство — философия жизни. Если же взять шире, то веганский стиль жизни предполагает не только особенное пищевое поведение, но и отказ от ряда категорий товаров животного происхождения (кожаные изделия или корм для животных, к примеру).

Веганство становится мейнстримом, который все больше и больше ассоциируется с устойчивым развитием. И только некоторые видят в веганстве преимущества для здоровья или отказываются от мяса из-за сострадания к животным. Особенно этот стиль жизни характерен для тех, кому до 40 лет (это высокообразованная молодежь, стремящаяся к сознательности и ответственности). 40% американских миллениалов (т.е. рожденных между 1981 и 1996 годами) считают себя веганами. Кроме того, множество людей по всему миру симпатизируют веганам, не будучи ими, и частично замещают элементы своего питания растительными аналогами.

Веганство активно распространяется в платежеспособной Северной Америке (США и Канада), Австралии, Европе (преимущественно Германии, Франции, Великобритании, Италии и т. д.), а также в странах Дальнего (Индия) и Ближнего Востока.

Удивительные данные: в США уже 6% потребителей считают себя веганами. В 2014-м таковыми себя считал 1% – то есть рост 500%. Потому неудивительно, что именно на Соединенные Штаты Америки приходится самая крупная доля веганского рынка — в частности, это объясняется непереносимостью лактозы населением и заботой о своем здоровье.

Или вот, к примеру, данные по другим странам. В 2017 году в Канаде поисковый запрос «веганство» бил все рекорды. Каждый десятый австралиец придерживается растительной диеты. В Португалии число вегетарианцев выросло на 400% (за последнее десятилетие). В Италии за 5 лет количество вегетарианцев практически удвоилось, как и за последнее десятилетие их число удвоилось в Германии. Наконец, в 2016-м китайское правительство обнародовало план урезать потребление мяса населением страны ровно вдвое.

Сознательное потребление

Есть несколько причин, почему люди «голосуют» гривней за веганскую продукцию. Одних беспокоят условия жизни и, если взять шире, права животных. Другие предпочитают устойчивое (sustainable) потребление. По их мнению, если хочешь внести свой вклад в борьбу с глобальным потеплением, откажись от потребления продуктов животного происхождения. Иных заботит интенсивное потребление животноводством ресурсов планеты. И для множества потребителей — прежде всего американцев и европейцев — продукты животного происхождения все больше и больше ассоциируются с неправильным питанием и, в частности, ожирением. Количество обремененных хроническими заболеваниями людей растет, и нежирные веганские продукты спешат на помощь: благодаря им можно снизить риск ожирения, сердечных заболеваний (инсульта) и даже рака.

В США уже 6% потребителей считают себя веганами. В 2014-м таковыми себя считал 1% – то есть рост 500%

Совокупность этих причин — мощный импульс для устойчивого роста глобального рынка веганских продуктов. Если в 2018 году он принес $14,2 млрд прибыли, то в 2019-м уже $14,8 млрд, а в 2020-м — все $15,12 млрд. Рост отрасли мог бы быть и более существенным, если бы не COVID-19 и меры, связанные с попытками обуздать пандемию коронавируса. Тем не менее, как прогнозирует The Business Research Company, рост сегмента будет феноменальным: к 2023 году рынок взлетит к $20 млрд при совокупном среднегодовом росте в 9.79%. А к 2026 году, уточняют прогнозисты из Research and Markets, рынок достигнет отметки $31.4 млрд.

Какой бы крупный сельскохозяйственный или пищевой бренд вы не взяли (к примеру, Cargill или Unilever), каждый из них экспериментирует или уже инвестирует в производство растительных продуктов питания.

А что у нас?

Веганство в Украине заявило о себе приблизительно с начала 2010-х и на сегодняшний день предлагает своим адептам широкий ассортимент продуктов — веганское мясо, сыры, молоко и т. д. Тем не менее, в сетевых супермаркетах до сих пор преобладает импорт из Нидерландов и Германии, хотя — из-за минимальной конкуренции — украинские производители уверенно набирают деловой вес.

Почему? Ведь им дует попутный ветер — веганский стиль жизни увлекает за собой все больше и больше украинцев. Из исследования КМИСа в 2017 году нам известно, что вегетарианцами себя считают 10% населения. По другим данным, более 2 млн жителей нашей страны избегают употребления мяса, а 1,1% населения придерживаются веганского образа жизни.

Итак, есть все основания думать, что украинский рынок веганских продуктов будет расти и развиваться. Некоторые украинские предприятия — например, Terra Food — в октябре 2020 года получили сертификат Vegan Society. Это открыло перед компанией широкие экспортные перспективы (в частности, на зарубежные рынки поставляется веганское масло со вкусом авокадо).

Для украинских производителей тут главное — не потерять тех клиентов, которые уже отказались от продуктов животного происхождения и находятся в поиске доступных по цене веганских продуктов. При этом вопрос цены очень важен: импортные растительные продукты весьма недешевые, поэтому их украинские аналоги должны быть конкурентоспособными. Однако сразу скажу, что они никогда не будут стоить ниже или вровень с «обычными» мясом, молоком или яйцами. Сознательность всегда имеет свою цену. (Новости/Пищепром Украины)

Добавить комментарий