Закон №1115 создает риски расширения «серой зоны» и возникновения новых налоговых схем при переработке молока и мяса, считают эксперты Института аграрной экономики.
– Несмотря на заявленную разработчиками Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно ставки НДС с операций по поставке отдельных видов сельхозпродукции» от 17.12.2020 № 1115 направленность положений документа на борьбу с налоговыми злоупотреблениями на аграрном рынке, отдельные его нормы, наоборот, провоцируют появление новых оптимизационных налоговых схем, – отметил заведующий отделом финансово-кредитной и налоговой политики Национального научного центра «Институт аграрной экономики», кандидат экономических наук Леонид Тулуш, комментируя последствия практического применения положений данного нормативно-правового акта в течение первого месяца с даты его вступления в силу.
По его словам, речь идет о включении животноводческой продукции в перечень видов сельхозпродукции, при осуществлении операций по поставке которых применяется пониженная ставка НДС в размере 14%, в частности, по кодам:
0102 – крупный рогатый скот живой;
0103 – свиньи живые;
0104 10 – овцы живые;
0401 – в части молока цельного.
– Ведь, – пояснил ученый, – рынок мясо- и молокопереработки представлен как плательщиками НДС, так и субъектами хозяйствования, которые осуществляют поставки соответствующей продукции без начисления НДС. Это происходит за счет формирования оптимизационных схем с применением субъектов упрощенной системы налогообложения, законодательно освобожденных от необходимости доначисления НДС в цене продукции, которая ими поставляется.
Соответствующие схемы приобрели в Украине довольно широкое распространение. По экспертным оценкам операторов рынка мяса и мясопродуктов и данными официальной статистики, доля объемов поставок мяса (обработанного и фасованного – класс 10.11 группы 10.1 КВЭД) и мясопродуктов (без учета объемов поставок мяса домашней птицы в соответствии с классом 10.11 группы 10.1 КВЭД) без начисления НДС составляет не менее 35% общего его объема. Соответствующая доля объемов поставок без начисления НДС на рынке молочной продукции превышает 15%.
По расчетам ученых Института аграрной экономики, в случае закупки мясомолочного сырья с НДС по ставке 20%, ее переработки и дальнейшей реализации уже в режиме без начисления НДС, соответствующие субъекты получают преимущество в размере 2–4% от стоимости конечного продукта – в зависимости от доли стоимости мясомолочного сырья в конечной цене. То есть, субъекты хозяйствования, которые смогут организовать свою деятельность без необходимости начисления НДС на стоимость конечной продукции, имеют возможность продавать свою продукцию дешевле на соответствующий процент – имея ту же рентабельность деятельности, что и предприятие-плательщик НДС, формируя, таким образом, свои конкурентные преимущества.
– После реализации положений Закона Украины № 1115 – в части снижения ставки НДС на операции по поставке мясомолочного сырья до 14% – выгода субъектов хозяйствования, которые приобретут ее с НДС, а реализуют произведенную продукцию в режиме без НДС, выросла до 6–7%, – отметил Леонид Тулуш.
Эксперт считает, что при таких условиях крупные производители мясомолочной продукции, которые не имеют других вариантов функционирования, кроме как с начислением НДС, подвергнутся налоговой дискриминации, поскольку вынуждены доначислять разницу в ставках входного (14%) и выходного (20%) НДС фактически за счет прибыли, уменьшая, таким образом, рентабельность своей деятельности.
– Такая ситуация может побудить отдельных операторов рынка мясо- и молокопереработки к дроблению своего бизнеса, чтобы избежать необходимости начислять «на выходе» НДС по ставке 20%, – предостерег ученый.
Кроме того, с целью оптимизации налоговой нагрузки, следует ожидать появления на рынке посредников, обеспечивающих формирование, в частности, для молокоперерабатывающих предприятий, входящего НДС по желаемой для них ставке НДС в 20% – за счет новых налоговых сделок, которые приведут к уменьшению поступлений в бюджет и формированию дополнительных «заработков» для посредников из числа налоговых оптимизаторов, спрогнозировал Леонид Тулуш.
По его мнению, практическая реализация положений Закона Украины №1115 в части применения пониженной ставки НДС на операции по поставке отдельных видов животноводческой сельхозпродукции уже в течение первого месяца его применения позволила выявить целый ряд рисков, которые противоречат самой идее законодательной инициативы по детенизации аграрного бизнеса, а именно:
стимулирование появления новых оптимизационных налоговых схем в результате формирования соответствующей мотивации у хозяйствующих субъектов;
снижение поступлений НДС в госбюджет;
появление налоговой дискриминации добросовестных налогоплательщиков из числа крупных и средних перерабатывающих предприятий, не прибегающих к применению оптимизационных схем. Это является прямым нарушением пп. 4.1.2 п. 4.1 статьи 4 НКУ относительно недопущения любых проявлений налоговой дискриминации при формировании механизма взимания налогов.
– Поскольку дальнейшее применение соответствующих законодательных положений может негативно отразиться на экономических интересах субъектов хозяйствования из числа добросовестных налогоплательщиков и государства, следует как можно быстрее удалить животноводческую продукцию из перечня отдельных видов сельхозпродукции, при поставке которых применяется пониженная ставка НДС, – подытожил Леонид Тулуш. (Институт аграрной экономики/Пищепром Украины)