Спрос на мясные и молочные продукты в африканском регионе последние годы неуклонно растет. Этому способствуют многие социально-экономические факторы, в том числе урбанизация и рост среднего класса. Постепенное повышение благосостояния влечет за собой изменения в пищевых привычках населения и делает страну более привлекательной для иностранных капиталов. На EuroTier-2021 эксперты рассказали, почему многие европейские инвесторы делают ставку на африканский рынок и чего ожидать от него в ближайшем будущем, пишет The DairyNews.
Дискуссия началась со вступления Ульриха Бойзена, старшего советника Агентства бизнеса и экономического развития. Он отметил, что само по себе выращивание скота для частных домашних хозяйств давно укоренилось во многих африканских странах. Тем не менее — подчеркнул эксперт — современный спрос требует дополнительных поставок мяса и молочной продукции, причем не локальных маленьких партий, а систематического экспорта.
«Конечно, с точки зрения развития и кооперации в первую очередь необходимо будет понять, как укрепить региональные производственно-сбытовые цепочки и подготовить экономический потенциал на местах к созданию рабочих мест и поставкам продукции», — заметил Ульрих Бойзен.
По словам эксперта, многие европейские производители молочной продукции уже обратили внимание на страны Африки как новый рынок для сбыта сухого молока. Но и молочные, и мясные животноводческие хозяйства должны прежде ответить самим себе на вопрос, насколько они готовы вкладываться в инклюзивную и стабильную модернизацию индустрии в регионе, — предостерег спикер.
Ив Тохермес, управляющий директор ADT Project Consulting, привел результаты исследований, проведенных в шести странах: Эфиопия, Кот-д’Ивуар, Марокко, Гана, Сенегал и Тунис. Основной целью было определение инвестиционной привлекательности региона, потенциала местного рынка и перспектив развития молочного и мясного животноводства.
«Эти страны переживают рост популяции при ограниченности природных ресурсов, а также большинство из них сталкиваются с недостатками производственно-сбытовых цепочек», — так спикер прокомментировал выборку стран.
Особое внимание к молочному и мясному сектору объясняется тем, что они способны создать большое количество рабочих мест, стимулировать развитие местных животноводческих хозяйств. Население континента, особенно участвующих в исследовании стран, выращивает большое количество домашнего скота, а положение фермеров в регионе довольно высокое.
Говоря о важности молочных и мясных продуктов, Ив Тохермес заметил: если в Европе мы нередко говорим об избыточном производстве, излишках еды и ее грамотной утилизации, то даже в развитых странах Африки потребление сбалансированной, богатой белками и жирами пищи до сих пор существенно ниже уровня, рекомендованного ФАО.
«Мы можем помочь решить многие проблемы. К примеру, во многих школах уже вводится программа по внесению в меню молочных продуктов, целью которой является профилактика недоедания и голода среди детей и подростков», — пояснил эксперт.
Говоря о потреблении, спикер посоветовал подробнее изучать рынок каждой страны, так как некоторые регионы (к примеру, на севере и на юге Африки) уже демонстрируют активное потребление куриного мяса. В этих областях наблюдается высокий процент населения с лишним весом из-за обилия фастфуда, жирной или сладкой пищи, но выход на местный рынок со здоровыми, питательными продуктами может быть затруднен: многие потребители скорее предпочтут менее полезные, но более дешевые аналоги.
Также стоит обращать внимание на то, какие источники белка преобладают в рационе жителей той или иной страны. На представленном ниже слайде видно, что в Тунисе молочные продукты очень популярны, в то время как в Гане их потребление на душу населения очень низкое. Марокко же станет более привлекательным для производителей мяса (для получения молока местные фермеры предпочитают разводить коз).
«При оценке производственно-сбытовых цепочек должны приниматься во внимание основные тенденции потребления мясной и молочной продукции. Население стремится в города, открываются новые компании, в результате повышается платежеспособность. В итоге мы наблюдаем рост спроса на три основные группы продуктов: мясо птицы, молоко и яйца. Тем не менее, местные производства не способны удовлетворить этот спрос. Замороженное куриное мясо уже поставляется в регионы из США и Бразилии», — так эксперт обосновал привлекательность стран Африки для импорта продуктов животноводства.
Ив Тохермес предупредил, что все желающие выйти на рынок Африки непременно столкнутся со спецификой большинства стран. Особенно это касается животноводства: многие жители предпочитают разводить домашний скот, даже при небольшой его производительности, конкурировать с такими домашними фермерами будет трудно. Некоторые владельцы перегоняют скот на новые пастбища, нарушая границы чужих владений, что может провоцировать конфликты.
Придется постепенно создавать и прививать новые экономические паттерны, продвигать новые способы животноводства и формировать его культуру. В перспективе эффективность современных решений станет очевидной для местного населения и все проблемы решатся благодаря системному подходу.
Подводя итог, эксперт отметил, что направления для инвестиций есть на всех этапах, от производства продукции до ее продвижения и сбыта. При этом местные инвесторы готовы принимать участие в развитии бизнеса и развивать экономические взаимодействия, что показали исследования. Местные производители кормов и фермеры не менее заинтересованы в развитии своих хозяйств путем сотрудничества с иностранными компаниями, которые помогут им модернизировать многие процессы и повысить эффективность работы. (DairyNews.ru/Пищепром Украины)