Из-за отсутствия надлежащей государственной поддержки, Украина углубляется в молочный кризис. Кроме стремительной потери поголовья коров и сокращения производства, страна скатилась к статусу нетто-импортера «молочки», сообщила пресс-служба Всеукраинской аграрной рады (ВАР).Выходом из этой ситуации является реализация Национальной стратегии развития молочной отрасли 2021-2030 гг., разработанной Минэкономики в диалоге с отраслевыми ассоциациями. Об этом сегодня шла речь во время пресс конференции «Госбюджет 2021: угрозы для молочной отрасли?», Организатором которой выступила Ассоциация производителей молока.
Как отметила вице-президент Ассоциации производителей молока Анна Лавренюк, если в 2018 году Украина зарабатывала на произведенной молочной продукции, то в 2019 году в молочном эквиваленте уже было импортировано молочной продукции на 500 тыс. т. В 2020 году только за 9 месяцев импорт составил 218 млн долларов, и к концу года его общий вал, по ожиданиям аналитиков и экспертов рынка, в пересчете на молочный эквивалент достигнет 1 млн т молока-сырья.
«В 2017 году, отменяя спецрежим НДС для агропроизводителей, правительство обязалось выделять до 2021 года не менее 1% «аграрного» ВВП на программы государственной поддержки АПК – то есть около 7 млрд грн. Ни в одном году общая сумма господдержки не достигала таких размеров», – замечает Анна Лавренюк.
Несмотря на глубокий кризис в молочном секторе, в государственном бюджете на следующий год фонд поддержки сельхозпроизводителей увеличили только на 500 млн грн (то есть до 4,5 млрд грн). Это несопоставимо меньше, чем предлагало Министерство экономического развития и торговли Украины, поддерживал Комитет Верховной Рады Украины по вопросам аграрной и земельной политики и ожидали представители отрасли.
Вице-президент АПМ подчеркивает: «Если на животноводство будет выделено 1 млрд гривен, это означает, что мы не используем тот потенциал, который имеем сегодня. Фонды, предусмотренные на господдержку, уже показывают, что их недостаточно. На возмещение стоимости племенных ресурсов в бюджете на 2020 год заложено 300 млн грн, а заявок на сегодня уже на 380 млн. То есть, все хозяйства, которые рассчитывали на поддержку, получат пропорционально низкую сумму».
Председатель совета директоров Союза молочных предприятий Вадим Чагаровский отметил, что кризисная ситуация, которая присутствует в молочной отрасли, имеет главный фактор – отсутствие видения у государственных чиновников важности молочного сектора для развития экономики.
«Для поддержки молочного сектора необходимо инвестировать 90 млрд грн в течение 10 лет. В Украине сегодня реально производится 6 млн тонн молока, а не 9,6, как констатирует ГССУ. Для того, чтобы наша нация чувствовала себя обеспеченным отечественными молочными продуктами, необходимо производить 10 млн тонн молока. Только в таком случае будут обеспечены потребности внутреннего рынка и Украина снова приобретет статус экспортно-ориентированной страны», – говорит Вадим Чагаровский.
Заместитель председателя правления Украинской кооперативной федерации Зиновий Свереда подчеркнул, что агросектор должно стать приоритетом государственной политики Украины:
«Без качественного села нет качественного города, экологии, продуктов питания, здоровья. Когда мы будем иметь правильную реинвестиционную политику государства в собственное развитие, то сможем решить много побочных и прямых угроз для украинского села, которое исчезает. Мы обращаемся к руководителям государства, сельское хозяйство – это ваша личная безопасность», – отметил Зиновий Свереда.
Заместитель председателя Всеукраинской Аграрной Рады (ВАР) Михаил Соколов подчеркнул, что агросектор и молочная отрасль, в частности, нуждаются в большей и финансовой, и законодательной поддержке.
«Если мы посмотрим на Европейский Союз, в частности, на то, сколько выделяется дотаций на гектар, то, чтобы сравниться с ними, нам нужно было бы выделять около 400 миллиардов в год. А у нас всего выделяется 4 миллиарда и один миллиард на животноводство. Это очень маленькая сумма. Но если мы думаем, что ситуация плачевная только по отношению к Европейскому Союзу, то это не так. Аналогично в Российской Федерации, и в Беларуси аграрный сектор достаточно серьезно субсидируется. Возможно, в два раза меньше, чем в Европейском Союзе, но это все равно в 50 раз больше, чем у нас», – отмечает Михаил Соколов.
Вместе с тем, отметил эксперт, есть шаги, которые не требуют даже денег, а обычного внимания к отрасли. Например, принятие закона об усилении борьбы с фальсификацией молочных продуктов. К сожалению, Верховная Рада в течение последних 5 лет так и не смогла его рассмотреть. Так же в течение последних нескольких лет ведется речь о снижении ставки налога на добавленную стоимость (НДС) на готовую продукцию животноводства. Однако, все это время вопрос не решается. Хотя во всей Европе сниженная ставка НДС действует на все продукты питания.
Ассоциация производителей молока призывает Кабинет Министров, в руках которого сейчас изменения в текст документа ко второму чтению, принять правильное окончательное решение по финансированию сектора животноводства в целом, и молочного частности. Ведь без надлежащей поддержки невозможно вывести молочную отрасль из кризиса.
Национальная Стратегия развития молочной отрасли позволит нарастить объемы производства молока от промышленных ферм в 10 млн тонн. Кроме того, это положительно скажется на том, чтобы приусадебный сектор трансформировался в семейные молочные фермы, фермерские хозяйства, стал прозрачным для контроля и обеспечения безопасности и качества молочного сырья.
Каждая дополнительная тонна молока-сырья, произведенная в молочной отрасли, это 15 000 новых рабочих мест в молочном скотоводстве и 135000 – в смежных отраслях, 10 млрд грн отчислений с зарплат в бюджет, дополнительных 160 000 коров, новые молочно-товарные фермы.
Поддержка молочного сектора – это не потери и не расходы в экономику, а чрезвычайно рентабельные инвестиции. Поэтому во всем мире животноводство активно поддерживается на государственном уровне. (УНН/Пищепром Украины)