Похоже, что США могут начать новый яблочный сезон, имея в хранилищах значительные объёмы яблока урожая 2019 года. Об этом, в частности, пишет Journal of Business со ссылкой на Тодда Фрайвера, президента Вашингтонской комиссии по яблоку (WAC) – одной из наиболее влиятельных яблочных организаций мира, которая недавно задекларировала значительное увеличение бюджета на продвижение экспорта яблока.
В обычный год, примерно треть урожая яблок штата Вашингтон продается за границу, говорит Тодд. По словам Фрайвера, в конце текущего сезона, который заканчивается с началом сентября, удельный вес экспортированного яблока может не превысить 26%. При этом, по данным EastFruit, в штате Вашингтон выращивается до 70% всего яблока США.
«Я стараюсь быть оптимистом», – говорит Фрайвер, работающий в офисе комиссии по яблокам в городе Уэнатчи, штат Вашингтон. «Но с COVID-19 мы пытаемся понять, как будет выглядеть розничная торговля как в США, так и за рубежом. Экспортный спрос на яблоко сейчас нестабильный».
Мексика и Индия в настоящее время являются основными импортерами яблок из штата Вашингтон. Однако карантин в этих странах, особенно в Индии, не позволил потребителям добраться до рынков и супермаркетов, поэтому потребление яблока резко упало, говорит Фрайвер. Индия, в настоящее время, занимает третье место в мире по количеству выявленных случаев COVID-19, уступая лишь США и Бразилии, а Мексика – девятое. При этом обе страны сейчас находятся в числе пяти стран мира с наиболее быстрыми темпами распространения вируса.
Аналитики EastFruit отмечают, что экспорт яблока из США в Индию в апреле 2020 года обвалился сразу на 45% по отношению к тому же месяцу 2019 года, а в мае 2020 года был на 27% ниже, чем в мае предыдущего года. Поставки в Мексику в мае снизились на 17% по отношению к тому же месяцу 2019 года, однако в несколько раз вырос экспорт яблока в страны Ближнего Востока: в Саудовскую Аравию, ОАЭ и Израиль.
Вашингтонский яблочный бизнес сильно зависит от потребления Индией красных яблок сорта Ред Делишез (Red Delicious), говорит Тодд, добавляя: «Пока что в этом сезоне мы не достигли целевых показателей продаж ни по одному из сортов». Соответственно, если экспорт не удастся активизировать, то следующим шагом для организации станет попытка распродать яблоко на внутреннем рынке.
«В итоге мы можем столкнуться с ситуацией, когда на внутренние цены яблока будет оказано большее давление … цены упадут, и тогда садоводы, выращивающие яблоко, сильно пострадают», – говорит он. «Я сомневаюсь, что в ближайшее время ситуация сильно улучшится»,- добавляет Фрайвер.
По информации EastFruit, экспорт яблока из США за первые восемь месяцев сезона 2019/20 годов, на самом деле, увеличился достаточно существенно – на 19%. При этом главными импортёрами были Мексика, Канада и Тайвань, каждый из которых существенно нарастил общий объём импорта американского яблока. Лишь экспорт в Индию снизился на 27% за этот период. Менее значительно снизились поставки в Гонконг и Индонезию, но зато ещё более существенно увеличились отгрузки яблока из США во Вьетнам, Доминиканскую Республику и Таиланд. Экспорт же американского яблока в Саудовскую Аравию и ОАЭ за весь сезон более чем удвоился, частично заманив на этих рынках поставщиков из Италии, Франции, Польши и Украины, где цены на яблоко были высокими.
Поэтому, очевидно, речь идёт лишь о проблемах, которые возникли в мае-июне, когда коронавирус начал быстро распространяться в Индии и Мексике. Поэтому в США опасаются, что план по экспортным поставкам яблока может быть сорван. В то же время, нельзя исключить, что запасы всё-таки удастся распродать, прежде всего увеличив отгрузки в страны Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. (АПК-Информ/Пищепром Украины)