После сложных 2013-2015 годов отрасль продолжает демонстрировать динамичное развитие. Российские заводы ежегодно увеличивают выпуск продукции, объемы отгрузок на внешние рынки, расширяют географию экспорта и наращивают присутствие на внутреннем рынке.
Доказательство конкурентоспособности
Еще 5 лет назад складывалась печальная ситуация, которая могла привести к безраздельному доминированию на российском рынке иностранных производителей оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности. При этом рынок сокращался, как сокращалась и доля присутствия на нем отечественных предприятий. В 2015 году она составила 24,7%, что на 10,7% ниже, чем в 2012 году.
Причиной такого положения дел стало сокращение спроса в результате завершения реализации крупных инвестиционных проектов. К тому же в отрасли не реализовывались комплексные меры государственной поддержки. Также негативное влияние на развитие производства в России машин для пищепрома продолжали оказывать нулевые ставки ввозных таможенных пошлин, введенные более 10 лет назад по многим видам оборудования.
В связи с этим свыше 200 отечественных предприятий, производящих такую технику, оказались в неравных условиях конкуренции с зарубежными производителями. По многим видам оборудования доля российских заводов на внутреннем рынке уменьшилась с 50%-60% до 5%-10%.
Несмотря на это, большинство предприятий сохранило компетенции в выпуске технологического оборудования, в том числе за счет увеличения экспорта производимой продукции. Помогло отечественным заводам и восстановление с 2016 года внутреннего рынка в связи с отложенным спросом.
Важнейшим же событием для отрасли стал тот факт, что государство обратило на нее внимание. Минпромторг России создал Департамент сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения. Министерством был разработан высокоэффективный комплекс специальных мер господдержки.
И результат не заставил себя долго ждать. Российские компании сразу же стали производить больше продукции. Рост в 2018 году по сравнению с 2016 годом составил 51%, было выпущено машин и оборудования на 53,4 млрд руб. против 35,2 млрд руб. двумя годами ранее. При этом доля на внутреннем рынке выросла до 42%.
Отечественные предприятия продолжили увеличивать экспортные поставки. В прошлом году по сравнению с 2016 годом они выросли на 54% до 5,7 млрд рублей.
Благодаря реализации механизмов господдержки, внедренных Минпромторгом России, в 2019 году положительный тренд в отрасли сохраняется. За 6 месяцев российские заводы произвели машин и оборудования на сумму 22 млрд руб., что на 12% больше, чем в 2018 году, экспорт за этот же период вырос на 9% до 3,6 млрд руб.
Ключевой документ для отрасли
30 августа 2019 года для российских производителей произошло важнейшее событие. Правительство утвердило Стратегию развития машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2030 года, которая была разработана Минпромторгом России при участии Ассоциации «Росспецмаш».
Реализация документа будет способствовать открытию новых производственных мощностей, созданию высокопроизводительных рабочих мест, технологической независимости пищевой промышленности от иностранных машиностроителей, росту экспортных поставок российских машин.
Цель Стратегии – рост объёмов реализации отечественной продукции в три раза к 2030 году. Документ предусматривает повышение доли отечественных машин и сварочного оборудования ( 3336060.kz) для пищевой и перерабатывающей промышленности на внутреннем рынке до 62%, увеличение экспортных поставок не менее чем на 10% ежегодно, увеличение доли затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в общем объёме выручки предприятий не менее чем до 2%.
Стратегию планируется реализовывать в рамках государственной программы «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности» и национального проекта «Международная кооперация и экспорт».
По словам директора ассоциации «Росспецмаш» Аллы Елизаровой, принят ключевой документ как для дальнейшего развития отечественного пищевого машиностроения, так и для сохранения продовольственной безопасности страны. Благодаря мерам господдержки удалось не только сохранить отрасль, но и создать условия для того, чтобы заводы нарастили свое присутствие на внутреннем и зарубежных рынках, существенно улучшив качество выпускаемого оборудования.
При условии реализации всех пунктов Стратегии, предусматривающих системную и плановую господдержку, российские заводы смогут обеспечить выполнение целевых индикаторов, обозначенных в ней. (article.unipack.ru/Пищепром Украины и мира)