По информации EastFruit, чилийский фруктовый сектор стоит перед очень сложной задачей – срочно сократить потребление воды, не повысив затрат на производство фруктов и не ухудшив их качество. Засуха 2019 года резко обострила эту проблему, которая уже давно сдерживает дальнейший рост плодоовощной отрасли этой южноамериканской страны.
Чилийское правительство даже объявило чрезвычайное положение в сельском хозяйстве таких штатов, как Coquimbo и Valparaiso, и, скорее всего, объявит его и в штате Biobio.
По оценкам местных производителей, засуха 2019 года отразится, прежде всего, на тех фруктах, уборка которых будет производится с января по март. Меньше всего пострадает урожай голубики и черешни. Голубику Чили начнёт экспортировать уже ноябре, и сезон уборки и экспорта продлится до марта-апреля. Правда в марте-апреле значительная часть ягоды будет экспортирована из холодильников. Сезон экспорта черешни начнётся тоже в ноябре, но завершится уже в январе.
Чуть больше от засухи пострадают урожаи персика, нектарина, сливы и столового винограда. При этом урожай ранних сортов, уборка которых начинается в декабре, скорее всего будет не хуже, чем годом ранее.
Кстати, именно более поздние сорта чилийского столового винограда, по мнению фермеров, пострадают больше всего от засухи. Также может снизиться урожай яблока, груши и киви. Чилийское яблоко уже в марте начинает конкурировать с яблоком из Европы на рынках Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, а также, в достаточно существенных объёмах, поставляется и в Европу.
Вероятнее всего, вследствие засухи средняя урожайность яблока снизится, а размер плодов будет меньше, чем обычно. Аналогичная ситуация ожидается также по киви и столовому винограду поздних сортов.
Аналитики EastFruit отмечают, что Чили является крупнейшим экспортёром фруктов в южном полушарии и одним из самых успешных примеров развития экспорта. В пересчёте на одного жителя, Чили является мировым лидером по экспорту собственных фруктов. Экспорт чилийских фруктов приносит около $350 выручки в расчёте на каждого жителя страны. Это почти в восемь раз больше, чем у мирового лидера по объёму экспорта, которым являются США. У Нидерландов выручка на каждого жителя чуть больше, чем у Чили, однако основная часть нидерландского экспорта фруктов – это реэкспорт фруктов, в том числе и из Чили. Также Чили экспортирует на 58% больше фруктов в расчёте на одного жителя, чем Испания, занимающая второе место в мире по общему объёму экспорта.
Так как фрукты на 70-80% состоят из воды, то экспорт фруктов – это, по сути, экспорт водных ресурсов страны. В провинциях, где остро ощущается дефицит пресной воды, жители даже устраивают акции протеста, требуя сократить объёмы выращивания фруктов, или, по крайней мере, прекратить расширение площадей под садами и виноградниками.
Ассоциация экспортёров фруктов Чили уже активно работает над планами повышения эффективности использования водных ресурсов, без ущерба для фруктового бизнеса. В частности, речь идёт об инвестициях в технологии опреснения морской воды, а также о перспективах строительства десятков крупных водных резервуаров для накопления пресной воды, которую можно было бы более эффективно использовать для орошения сельскохозяйственных культур.
Однако все эти планы являются долгосрочными, а проблему нужно решать уже сейчас. Но решения этой проблемы пока нет, а значит воды для орошения на всех не хватит. Поэтому, практически все участники рынка прогнозируют снижение объёмов экспорта чилийских фруктов, особенно яблок, винограда и киви, в 2020 году. (АПК-Информ/Пищепром Украины)