Наша страна является мировым лидером по количеству разработанных, но не работающих теорий, концепций и стратегий развития АПК.
4 июня, в день открытия проходившей в Киеве международной выставки “Агро-2019”, премьер-министр Владимир Гройсман написал на своей странице в Facebook: “Сегодня во время международной выставки общался с украинскими фермерами. Говорят, сначала отнеслись к правительственным программам скептически. Затем быстро увидели — они реально работают, и это ощутимая помощь”.
Как подчеркнул премьер, в аграрном секторе Украины сегодня работает более 3 млн человек. Наша страна полностью обеспечивает себя сельхозпродукцией и входит в топ-10 мировых агроэкспортеров. Чтобы помочь развитию украинских аграриев, правительство вводит различные программы их поддержки. Так, в 2019?г. на данные цели выделено 59 млрд грн. Эти деньги заложены на программу удешевления украинской сельхозтехники, поддержку строительства новых ферм, закладку садов и прочие потребности АПК.
Программа поддержки начала работать еще в 2017-м, рассказал первый вице-премьер Степан Кубив, и за 2018-й ею воспользовались 7043 аграрных предприятия, приобретя 17182 единицы украинской техники и оборудования. Также создано более 5 тыс. новых рабочих мест, а в бюджет поступило 1,6 млрд грн дополнительных налогов.
Однако финансовая поддержка АПК — это скорее тактика, а никак не стратегия развития отрасли. Стратегия развития АПК Украины должна прежде всего указывать, чего мы хотим достичь в этой отрасли, причем это касается не только конкретных цифр по урожаю или экспорту, но гораздо большего — тех социально-экономических изменений, которые должны произойти в стране.
А вот здесь возникает загвоздка. Мы для себя до сих пор толком не сформулировали, каким в идеале должен быть АПК Украины. Как замечает аналитик Украинской аграрной ассоциация Марьян Заблоцкий, Украина является фактически мировым лидером по количеству разработанных теорий, концепций и стратегий развития АПК. Согласно Отчету об использовании средств государственного бюджета Национальной академией аграрных наук за 2012 г. в совокупности к 2013-му украинские ученые разработали 63 таких документа.
“Ни один из них не работает из-за советской системы планирования, которая до сих пор жива, — считает аналитик. — Ученые продолжают планировать показатели урожайности, объемов производства и экспорта, не спрашивая аграриев. Хотя из нескольких миллионов человек, работающих в сельском хозяйстве, лишь несколько десятков тысяч трудятся на государственных предприятиях. Поэтому ставить рынку какие-то планы бессмысленно”.
Тем не менее в октябре 2013?г. была принята Стратегия развития аграрного сектора экономики на период до 2020-го. Но это только рамочный документ, предусматривавший разработку, принятие и выполнение Государственной программы развития аграрного сектора экономики. Основными направлениями госпрограммы назывались: сохранение украинского села, поддержка мелкого и среднего товаропроизводителя. Николай Присяжнюк, тогдашний министр аграрной политики и продовольствия, заявлял, что в программе будут заложены условия для инвестирования и проживания на селе. Также, по словам министра, планировалось переложить часть социального обеспечения на селе на представителей бизнеса.
Однако затем из-за военных действий на востоке Украины наступила полоса политических и экономических потрясений, когда стало совсем не до стратегических концепций о селе. Только 21 марта 2018?г. в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №8171 “Об основах государственной аграрной политики и государственной политики сельского развития”. Стратегия определяла 10 приоритетов в соответствии с евроинтеграционными обязательствами, среди которых продовольственная безопасность, малые производители, агроинновации, защита окружающей среды, лесное хозяйство, занятость населения, конкурентоспособность, земельные вопросы, туристическая привлекательность, повышение качества жизни.
Впрочем, после нескольких попыток принятия в июле 2018-го законопроект так и остался в подвешенном состоянии. Между тем для Украины это был шанс нарисовать наконец хоть какую-то картину своего аграрного будущего. По мнению представителей Министерства аграрной политики и продовольствия, предложенный проект был в первую очередь стратегией, предлагавшей план комплексного реформирования агропромышленного комплекса Украины и приближения его к стандартам Евросоюза.
Три группы и три интереса
Сегодня в Украине производство 40% сельхозпродукции приходится на частные хозяйства населения, но всего 4,5%, или 166 тыс. жителей сельской местности, готовы зарегистрироваться в государственных фискальных органах в качестве субъектов фермерской хозяйственной деятельности. Эти данные были озвучены замминистра аграрной политики и продовольствия Еленой Ковалевой.
Получается, что весь АПК Украины сегодня условно поделен на три большие группы производителей: население (мелкие частники), малые и средние фермерские хозяйства, крупные агрохолдинги. При этом последние получают львиную долю доходов от экспорта агропродукции, вторые по большей части обслуживают внутренний рынок, наконец, первые обеспечивают прежде всего сами себя ну и отчасти горожан, поставляя продукцию на базары.
Отношение к разным госинициативам и стратегиям у трех групп тоже разное. Мелкие частники хотят прежде всего, чтобы их оставили в покое, так как они привыкли рассчитывать на свои силы. Мелкие и средние фермеры в наибольшей степени рассчитывают на господдержку, прежде всего на содействие в финансировании закупок техники, удобрений, а также гарантий спроса на произведенную продукцию.
У крупного аграрного бизнеса свой взгляд на взаимоотношения с государством в рамках обсуждаемой стратегии. “Развитие АПК возможно только при поддержке государства. Это включает в себя и открытие рынка земли, и дотирование развития животноводства, и повышение конкурентоспособности Украины как работодателя. Рынок земли — это возможность получить миллиарды инвестиций и создать десятки тысяч рабочих мест, — сказала в комментарии для “ДС” руководитель направления коммуникаций группы компаний “Укрлендфарминг” Марианна Конина. — Развитие животноводства — это увеличение производства мяса и молока, которые являются важными продуктами питания.
Эта отрасль сейчас стагнирует и имеет большой риск исчезнуть в Украине вообще, если правительство не пересмотрит механизмы ее дотирования. Трудовая миграция вызывает страшный отток кадров с рынка, особенно в небольших городах и селах. В мире ценят наших тружеников и открывают для них возможность работы на разных условиях — и постоянную занятость, и сезонную работу. Украине необходимо как можно быстрее разработать стратегию повышения своей конкурентоспособности как страны-работодателя, и от этого будет зависеть, будет ли вообще кому работать на земле и в животноводстве”.
Восемь приоритетных целей
Поскольку законопроект №8171 принят так и не был, единственное, на что могут опираться украинские органы власти, — на текст проекта Комплексной стратегии развития сельского хозяйства и сельских территорий на 2015-2020?гг. Именно там прописаны условия перехода украинского АПК на стандарты ЕС. В рамках стратегии были определены три ключевых приоритета реформирования: приближение законодательства к стандартам ЕС и дерегуляция, повышение конкурентоспособности сельского хозяйства, а также развитие сельских территорий и защита окружающей среды.
Эти приоритеты, в свою очередь, позволили разработчикам определить восемь главных целей будущей стратегии. Для проработки каждой из них в свое время были созданы отдельные рабочие группы и подгруппы, в состав которых вошли представители сельскохозяйственного министерства, профильных ассоциаций, международные эксперты и консультанты от ЕС.
Если говорить о целях стратегии подробно, то, во?первых, приближение законодательства Украины в АПК к законодательству ЕС в первую очередь предусматривает имплементацию соответствующих норм в сфере безопасности пищевых продуктов, санитарных и фитосанитарных мер, а также законодательное урегулирование ряда вопросов, определенных еще распоряжением Кабинета Министров Украины №847-р от 17 сентября 2014?г. Также по инициативе Европейской интеграционной комиссии в Стратегию устойчивого развития-2020 был включен механизм перехода к европейским нормам маркировки и этикетирования.
Во-вторых, в рамках дерегуляции в АПК планируется существенно уменьшить давление государственных контролирующих органов на отрасль за счет пересмотра, доработки и отмены ряда регуляторных нормативно-правовых актов. Также предусматривается реформирование отношений в сфере государственной собственности и деятельности госпредприятий.
Третья цель — факторы производства в АПК, одна из наиболее сложных и в то же время важных. В ее рамках предусматривается упрощение доступа украинского агробизнеса к финансированию и кредитам, проведение земельной реформы, реализация инфраструктурных и логистических проектов, а также содействие обновлению и модернизации производственных и перерабатывающих мощностей АПК.
Четвертая цель — развитие аграрной политики в сфере науки, образования и инноваций. Она направлена, в частности, на проведение реформ в сфере аграрного образования для повышения качества подготовки специалистов, задействованных в аграрном секторе. Также планируется развитие исследовательских и консультативных услуг в отрасли.
Отдельным приоритетом в рамках данной цели является эффективное внедрение инноваций и информационных технологий в различных сферах сельского хозяйства.
Пятой целью является управление производством и рынком АПК. Реформы в данной сфере должны быть направлены на развитие экспорта украинской агропродукции, обеспечение продовольственной безопасности, управление внутренним рынком и решение ряда других актуальных для отрасли вопросов. В рамках развития рынка АПК предполагается формирование конкурентного рынка сертификации и лабораторных исследований с целью улучшения качества их проведения.
Шестая цель — государственная поддержка и налогообложение в сфере сельского хозяйства. Она предусматривает пересмотр и совершенствование системы поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и уменьшение административного давления за счет упрощения системы налогообложения отрасли.
Седьмая цель — развитие сельских территорий. В рамках данной реформы планируется создать программы поддержки малых фермерских хозяйств, внедрять инициативы по улучшению качества жизни в сельской местности, а также усиливать эффективность местного самоуправления сельских территорий.
Наконец, восьмой целью выступает управление ресурсами в сельском хозяйстве. В рамках достижения данной цели предусматривается постепенное приведение сферы сельского хозяйства в соответствие с требованиями устойчивого развития. В частности, будут внедряться инициативы относительно стимулирования производства органической продукции, развития биоэнергетики, рационального использования земельных и водных ресурсов.
Как видим, в этом документе его разработчики старательно обошли стороной “скользкий” вопрос частной собственности на землю. Тем не менее в Украине сложилась странная ситуация: год за годом аграрный сектор развивается все более успешно в условиях отсутствия внятной государственной стратегии его развития.
Уже середина 2019-го — получается, что без утвержденной аграрной программы на 2015-2020 гг. наша страна благополучно обошлась. Но это не значит, что и дальше так может продолжаться без глобальных последствий. Будем надеяться, что у нового правительства получится определиться со стратегией развития АПК Украины — теперь уже на 2020-2025 гг. Благо достойные наработки по этой теме уже есть. (УНН/Пищепром Украины)