В Украине более 50 иностранных инвесторов обрабатывают землю. Зафиксировано 208 сделок, в результате которых контролируются большие массивы земель. Такие цифры озвучил Михаил Амосов, координатор проекта Land Matrix в Украине и Восточной Европе.
БизнесЦензор поговорил с Михаилом и узнал, сколько украинских земель обрабатывают иностранные компании и есть ли в Европе такие же агрохолдинги, как в Украине.
Что такое Land Matrix
Land Matrix — это глобальная независимая инициатива по мониторингу земли. Была создана в 2010 году организациями из Италии, Швейцарии и Южной Африки.
Местные представительства инициативы работают в Украине,Южной Африке и на Филиппинах. Они покрывают регионы Восточной Европы, Латинской Америки, весь африканский континент и Азию. Центральный офис находится в Риме, на базе International Land Coalition.
Ученые из организаций заметили тренд концентрации больших массивов земель крупными компаниями: агрохолдингами, инвестиционными компаниями и пенсионными фондами. И решили создать независимую базу, куда бы вносились все земельные сделки в мире.
Изначально ученые из институтов собирали информацию для своих работ в файлах Excel. Позже было решено объединить все в веб-проект. Информацию для базы получают из СМИ, новостей компаний и их финансовых отчетов, сайта Антимонопольного комитета и многих других источников.
Сегодня Land Matrix — это система, в которой фиксируются все земельные сделки, начиная от 200 га. Еще одно условие — сделка должна произойти после 2000 года.
Амосов говорит, что всплеск агро инвестиций начался в 2008 году, после финансового кризиса. Тогда начало исчезать много средних и малых фермеров. А рост агрохолдингов ускорился.
В базу вносятся как юридические, так и физические лица — инвесторы. А также отмечаются сделки, в которых произошло нарушение прав человека в ходе оформления земельной сделки.
О нарушениях и концентрации больших массивов земли
Больше всего нарушений фиксируется в странах Африки. Поскольку кадастр не достаточно наполнен или отсутствует, а землей распоряжаются племена. Вожди племени договариваются с инвесторами в устной форме.
Сделки не фиксируются на бумаге. Иногда власти продают или сдают землю в аренду без ведома местного племени.
В Украине ситуация с кадастром лучше. Но есть другие проблемы. Например, мораторий на продажу сельскохозяйственных земель. Запрет на покупку/продажу земли был введен, чтобы избежать появления агрохолдингов. Но на деле получилось все наоборот.
“Агрохолдинги покупают целые предприятия. Арендуют землю по низким ценам. Часто из-за значительной интенсификации производства качество земель ухудшается, а социальная ответственность агрохолдингов оставляет желать лучшего”, — говорит Амосов.
Михаил Амосов, координатор проекта Land Matrix в Украине и Восточной Европе.
Но отмечает, что сейчас наблюдается положительный тренд. Агрохолдинги, акции которых котируются на биржах, начали более ответственно относиться к землям. Хотя и среди малых и средних фермеров достаточное количество безответственных.
По его словам, в Европе такую картину увидеть невозможно. Максимальный размер агрохолдингов — 60 тыс. га. Но таких в ЕС несколько. В основном, земельный банк “крупных”, по европейским меркам холдингов, — 30 тыс. га.
В это же время, крупнейший в Украине агрохолдинг Kernel Андрея Веревского имеет земельный банк 550 тыс. га. А земельные банки в 60 тыс. га и меньше имеют компании, которые занимают 25 и выше позиции в рейтинге ста крупнейших холдингов Украины.
Первые сто украинских агрохолдингов обрабатывают 15% сельскохозяйственных земель. В земельном банке иностранных компаний — около 10% украинских с/х земель.
Есть еще одна категория. Это условные “иностранцы”. То есть, инвестор украинский, но компания зарегистрирована в офшорах. Зачастую на Кипре, в Нидерландах и Люксембурге.
Регистрация в офшорах проводится по нескольким причинам. Уклонение от налогов и защита своей компании от рейдерства. В Украине гораздо больше компаний, которые работают в офшорах, чем в ЕС.
В Европе больше следят за уплатой налогов. Можно встретить компании, которые зарегистрированы в Люксембурге, но их не много.
Почему иностранцы инвестируют в Украину
Покупка украинских компаний иностранцами — не всегда желание работать в Украине и развивать наш агропромышленный комплекс. Чаще всего, нашу землю обрабатывают компании из стран, которые нуждаются в продовольствии.
“Есть страны, которые не могут обеспечить свою продовольственную безопасность. Но у них есть много денег. Потому они инвестируют в наше сельское хозяйство для себя”, — говорит Амосов.
Яркий пример — покупка “Мрии” государственным инвестиционным фондом Саудовской Аравии, компанией Saudi Agricultural and Livestock Investment Co. (SALIC). Теперь SALIC обрабатывает 195 тыс. га в Украине.
Также у SALIC в Украине есть компания East Grains LLC, которая занимается экспортом зерновых. Кроме этого, арабские инвесторы озвучивали идею строительства портового терминала и инвестиций в украинские железные дороги. Саудиты строят систему обеспечения своей страны продовольствием.
Еще один пример — Китай, который концентрирует большие участки земель. Но пока больше в странах Азии и Африки. В Африке Китаю интересны не только с/х земли, но и участки с лесом и сырьевые базы полезных ископаемых.
“Был случай, когда в Африке без ведома общины китайцам продали 1,5 тыс. га. Но потом племя их оттуда выгнало”, — приводит пример Амосов.
Сегодня, согласно системе Land Matrix, в Украине работает более 50 иностранных инвесторов, которые контролируют более 3,5 млн земель. Но Михаил говорит, что большая проблема не иностранцы, а мораторий и концентрация больших массивов “в одних руках”.
Именно из-за моратория в Украине возникли агрохолдинги. Более того, аренда стала основным способом контролировать с/х землю. Из-за этого агрохолдинги, имея доступ к дешевому финансированию, поддержку государства и рынков, могут предлагать владельцам паев большую арендную плату, чем фермеры. Тем самым они вытесняют малое и среднее фермерство из села. (Новости/Пищепром Украины)