10 апреля в Киеве началась XVI Международная конференция «Зерно Причерноморья – 2019» – один из крупнейших мировых зерновых форумов, который проводится с 2004 года. iAgro побывал на конференции и предлагает основные тезисы, которые прозвучали от игроков рынка и экспертов.

Влияние Украины на рынке зерна будет возрастать

По словам президента Украинской зерновой ассоциации Николая Горбачева, Украина с каждым годом выращивает все больше зерна и становится все более влиятельным игроком на мировом рынке. «За пять лет мы увеличили урожай зерна до 92,5 млн тонн (включая зерновые и масличные), и экспорт составит более 50 млн тонн», – сказал он и отметил, что в ближайшие 3-4 года экспорт увеличится до 60-70 млн т, а Украина займет лидирующие в мире позиции по поставкам зерновых на экспорт.

В своих суждениях Горбачев не одинок. «Рынок прекрасный и развивается быстро», – отметил директор департамента развития корпоративного бизнеса банка Credit Agricole Алексей Ступак. По его словам, вызов, который стоит перед украинским агросектором – это урожай в 100 млн тонн зерновых и масличных.

Ден Басси, президент американской консалтинговой компании AgResource, считает, что особо вырастет роль Украины на рынке кукурузы. Уже сейчас можно говорить об особом влиянии тройки ABU (АБУ – Аргентина, Бразилия, Украина), которая задает тон в торговле кукурузой, заняв 85% мировых продаж этой культуры.

Политические риски – все значительнее

По словам генерального директора компании «УкрАгроКонсалт» Сергея Феофилова, рост политических рисков в аграрной сфере – это общемировая тенденция, и их значение для экономики Украины в последнее время выросло. Однако анализ показывает, что экономические вызовы все же играют куда большую роль, поскольку политические – краткосрочны.

В целом основные риски находятся на стороне потребления – прогноз Мирового банка говорит о замедлении роста мировой экономики в долгосрочном периоде, а это означает снижение спроса на сырьевую группу товаров, в том числе – на аграрную. «Экономика вызывает беспокойство – она замедляется во всех странах, – отметил Эрик Норланд, исполнительный директор CME Group (Великобритания). – Евро уже не такая сильная валюта, Федеральный резерв США поднял ставки, и есть вопросы, как американская экономика с этим справится. Есть также политические проблемы и торговые войны».

Согласно опросу участников конференции, большинство из присутствующих (более 50%) поставили на первое место именно политические риски, затем – экономические и на последнем месте – погодные. Ден Басси отметил, что изменения климата становятся все более динамичными, и погодные риски в агросекторе будут возрастать.

Логистика остается «узким» местом зернового рынка Украины

«Укрзализныця» сделала ставку на маршрутные перевозки зерна. По словам Николая Горбачева, если в 2015 году УЗ перевозила маршрутными отправками из собственных вагонов только 30% зерна, то за два месяца этого года – 90%. Однако это не добавило скорости перевозкам: даже после того, как частные компании нарастили собственный вагонный парк до уровня «Укрзализныци», время движения вагонов в порты не сократилось. «При нормативе 250 км в день, вагоны едут по 50 км в день», – отметил Николай Горбачев.

Как заявил директор по логистике «Кернел» Николай Мирошниченко, компания готова двигаться в направлении маршрутных перевозок и строить маршрутные элеваторы, но хочет четкого сигнала от УЗ, что та обеспечит вывоз зерна с этих элеваторов. «Любая инвестиция в маршрутный элеватор – это не один миллион долларов, поэтому отсутствие прозрачности в распределении вагонов – повод задавать вопросы», – сказал он. По его словам, компании-экспедиторы, не имеющие никаких активов в рынке, могут получать от УЗ необходимое количество вагонов, тогда как компании-владельцы элеваторов – 3-4 маршрута.

По мнению Николая Горбачева, узким местом в зерновой логистике является пропускная способность припортовых железнодорожных станций, которую нужно расширять.

Александр Топырик, начальник отдела логистики компании Risoil S.A., отметил, что на сегодня отсутствует единое информационное поле по взаимодействию терминалов и железной дороги. На сегодня только на Одесской железной дороге реализован пилотный проект обмена информацией, который позволяет терминалу предоставлять железной дороге данные о судозаходах и необходимости подвоза той или иной культуры для загрузки.

Экономика США уступит первенство Китаю

Ден Басси прогнозирует, что через десять лет США уступят первенство в мировой экономике, и экономика Китая станет крупнейшей в мире, а номер два перейдет к Индии. США уже не являются доминирующим производителем сельхозтоваров: если ранее тут производили 10-12% зерновых, то сейчас – 8%, в то время как доля Черноморского региона в производстве зерновых выросла, отметил Эрик Норланд. То же касается и сои, производство которой в Южной Америке растет.

Однако, по словам Норланда, Китай хотя и является двигателем товарных рынков, в его экономике есть «белые пятна». Например, за последние семь лет ВВП страны растет в коридоре 6,4-7,2% в год, и такое постоянство роста очень странно. Он считает, что некоторые эксперты не доверяют данным официальной статистики, и применяют свои методы оценки роста экономики КНР – например, фрахт и потребление электроэнергии.

Азия увеличит потребление продуктов питания

Азия останется регионом, в котором более всего будет расти потребление продуктов питания, особенно это касается Китая и стран Юго-Восточной Азии, в частности, Бангладеш и Вьетнама. Особый рост ожидается в Китае, население которого потребляет все больше калорий и протеина.

В будущем Китай будет импортировать огромное количество пищевых продуктов, в том числе – около 3 млн тонн свинины. Игроки рынка ожидают, что после подписания торгового соглашения между США и Китаем последний будет покупать 80-100 млн тонн зерна, а также молочные продукты и мясо. (Агроинсайдер/Пищепром Украины)

Добавить комментарий