Отрасль малины в Сербии переживает период структурных изменений. Мелкие производители малины протестуют против низких закупочных цен на продукт в этом сезоне, которые являются ниже их себестоимости. Об этом сообщает интернет-портал uaberries.com.
Начиная с 2000-х годов индустрия малины была одним из самых динамичных секторов Сербии, а саму страну даже назвали “малиновым раем Европы”. В течение этого периода на рынке Сербии появилось много мелких производителей, для которых выращивание малины является дополнительным источником дохода, и которые продают свою продукцию оптовым фирмам. Учитывая общие тенденции в отрасли, начиная с 2010 года мелким производителям становилось все менее выгодно оставаться на рынке. Это не могло не сказаться на общем позициях Сербии как мирового производителя малины. Например, в 2002-2008 годах Сербия была вторым в мире производителем малины, в 2009-2011 годах она уже опустилась на третье место, в 2012-2014 годах она была четвертой, а начиная с 2016 года она опустилась на пятое место. Фактически, за период с 2010 по 2016 год производство малины в Сербии сократилось на 36%.
Проблемы у мелких производителей малины Сербии возникают уже не первый год. Ежегодно в начале сезона, производители малины начинали выражать свое недовольство, однако в 2018 году протесты приобрели более радикальный характер. Сезон 2018 года стало особенно неудачным для мелких производителей, и, фактически, переломным моментом для них. В результате, мелкие фермеры, выращивающие малину, даже организовали акции протеста и перекрыли основные автомагистрали с требованием к правительству установить минимальную закупочную цену на малину в размере 180 динаров за килограмм вместо фактической цены в 90 динаров. В ответ на акции протеста правительство заявило, что они всегда готовы к конструктивному диалогу, однако он не влияет на закупочные цены, которые устанавливает рынок.
На самом деле, проблема заключается в структуре самого рынка малины Сербии. Выращивают ее преимущественно небольшие хозяйства, которые могут заниматься исключительно выращиванием культуры, однако не имеют складских помещений с охлаждением, поэтому вынуждены быстро продавать свою продукцию крупным фирмам, имеющим соответствующие складские помещения. Также, большинство этих фирм производят ягоду не очень высокого качества, поскольку не осуществляют значительных инвестиций в повышение качества и производительности. Еще одной проблемой стало то, что на рынке появилась более дешевая малина из других стран, что привело к снижению закупочной цены.
Как следствие, производители малины потребовали от правительства контролировать посредников, и уменьшить наценку на продукт. Для этого они просили правительство построить коммунальные складские помещения, которые мелкие фермеры смогут арендовать и использовать для собственных нужд, чтобы иметь возможность продавать продукцию тогда, когда на нее будет приемлема для них цена. Мелкие производители начали выступать с заявлениями, что они уйдут с рынка, если их требования не будут удовлетворены. Учитывая, что динамика цен преимущественно отражала глобальные тенденции, протестующие смогли получить лишь минимальную поддержку правительства. Однако, эта ситуация показала, насколько мелкие фермеры Сербии, выращивающие малину, зависят от динамики цен на рынке. Это может вызвать дальнейшее изменение структуры рынка, когда на смену мелким производителям, которые почти не используют современные технологии выращивания, и поставляют ягоду довольно низкого качества, придут крупные специализированные хозяйства, которые смогут делать долгосрочные инвестиции и повысить качество предлагаемой продукции. (АПК-Информ/Пищепром Украины)