Из-за острого дефицита флота, нехватки мест хранения для поступающего в порты зерна и высоких ставок фрахта российские трейдеры навязывают импортерам контракты на условиях “free on board” (FOB), что означает продажу товара в порту, включая организацию погрузки зерна на теплоход. Поиск самого судна и доставка груза в страну импортера при таком базисе поставки являются ответственностью покупателя. Об этом сообщает “Зерно Он-Лайн”.
“Не так давно фрахтователи, напротив, настаивали на договорах CIF (cost, insurance and freight), поскольку в этом случае могли заработать не только на продаже, но и на доставке зерна, – объясняет новую тенденцию Константин Гриневич, генеральный директор брокерской компании “Глогос проект”. – При нынешних высоких ставках фрахта доставка зерна – это для многих, скорее, работа себе в убыток, чем дополнительный заработок”.
С прошлого года стоимость доставки злаков по экспортным маршрутам выросла практически вдвое: из Ростова/Азова в порты Мраморного моря ставки фрахта увеличились в 1,6 раза и составили $36/т, в Измир – в 1,8 раза ($39/т), Мерсин – в 1,5 раза ($50/т), в Египет – в 1,6 раз ($55/т).
Отмечается, что пока импортеры соглашаются на изменившиеся условия трейдеров: хорошее качество собранного в этом году урожая, а также готовность российских производителей снижать цену на зерно и слабый рубль обеспечивают тем достаточную выгоду от сотрудничества. Однако, со временем издержки могут перевесить.
“Возникшая ситуация рождает напряженность между участниками рынка, – считает Константин Гриневич, – судовладельцы не торопятся заключать контракты на фрахт, ожидая дальнейшего роста ставок, трейдеры, не в состоянии из-за этого найти свободный флот, перекладывают ответственность за доставку груза на плечи покупателя. Без реальных вложений государства в инфраструктуру экспортных маршрутов страна рискует потерять статус ведущего поставщика зерновых”. Тем более, что Европа, США и Канада, основные конкуренты России, проблем с мощностями для хранения и переработки зерна не испытывают.
Российские аграрии второй год подряд являются мировыми лидерами по поставке зерновых за рубеж. Если в 1980-1990-х годах СССР импортировал от 30 до 47 млн т зерна в год, то сейчас одна Россия заявляет о готовности поставить свыше 40 млн т на внешние рынки, не говоря уже об Украине и Казахстане.
При этом портовые терминалы, мощности по хранению и перевозке зерна на экспортных маршрутах оказались не готовы к такому количеству зерна. Падающая цена на рынке не располагает к активным продажам, однако страх потерять зерно из-за нехватки мест хранения вынуждает трейдеров сбывать свой товар по невыгодной цене, несмотря на высокие ставки фрахта. (РБК/Пищепром Украины)