Специалисты Ассоциации Участников Закупок, изучающие отечественное производство картофеля фри, пришли к шокирующему открытию: в России существует нехватка картошки. При том, что наша страна является активным экспортером этой продукции за рубеж! Однако страна закупает не обычную картошку, а только ту, что используется для производства любимых многими хрустящих палочек. Дело в том, что производство картофеля фри является высокотехнологичным процессом, который состоит из 9 различных этапов. И прежде чем потребитель получит в руки бумажный пакетик с лакомством, клубням предстоит пройти многоэтапный процесс обработки.
Производителям необходимы только определенные сорта клубней среднего размера: округлой или округло-овальной формы, размером 4-6 см, с небольшим количеством глазков. Глазки должны залегать неглубоко, чтобы при очистке картофеля не приходилось срезать излишне толстый слой мякоти с кожицей, увеличивая тем самым количество отходов. Ведь в среднем на производство 1 кг хрустящего картофеля затрачивается примерно 3 кг свежего картофеля. А на 1 тонну соломки расходуется 4000 кг свежего картофеля, 360 кг хлопкового рафинированного масла и 120 кг соли. Если использовать обычную картошку, эти цифры существенно возрастут, и производство может стать экономически невыгодным.
Поэтому рынок “специального” картофеля остается импортозависимым: доля отечественных производителей не превышает 16%, в то время как импорт составляет почти 95 тысяч тонн. Основными потребителями картофеля фри являются сети фаст-фуда. Только известная американская сеть потребляет до 50 000 тонн в год и объемы растут. В 2016 году объемы российского производства картофеля фри вырос на 28,6%. Такие цифры приводит аналитическое агентство MegaResearch, предоставившее специалистам АУЗ необходимые данные. Также эксперты отметили, что по итогам прошлого года объем рынка картофеля фри в денежном выражении составил 6,6 млрд рублей, и показатели нынешнего года ожидаются не меньшие.
Согласно сведениям Мегаресерч, основными импортерами “специальной” картошки являются Нидерланды, Польша, Франция, Бельгия, Германия, Египет. Эти страны поставляют нам продукцию на миллиарды рублей, при этом на долю Нидерландов приходится 44% импорта.
Несмотря на растущие зарубежные поставки, россияне не стали потреблять больше продукции. Вместо этого, в 7 раз увеличился экспорт готовой продукции из нашей страны в Грузию, Украину, Азербайджан, Абхазию, Таджикистан. Таким образом, Россия является не только крупным потребителем картофеля, но и становится переправочной базой этой продукции в другие страны. По сообщению Владимира Ястребова, руководителя аналитического центра Ассоциации Участников Закупок (АУЗ), в ближайшие несколько лет следует ожидать существенного наращивания объемов картофельного рынка: примерно по 1 миллиарду в рублевом эквиваленте.
Но увеличиваться будет преимущественно импорт. Развивать собственное производство картофеля отечественным аграриям мешают ограниченные объемы сбора пригодного урожая и отсутствие материальных ресурсов для выращивания новых сортов питательного растения. (РБК/ Пищепром Украины)