Беларусь сможет заработать на экспорте продовольствия в азиатские и арабские страны. Такое мнение во время круглого стола “Роль АПК в экономике Беларуси” в пресс-центре БЕЛТА высказал декан экономического факультета БГУ, профессор Михаил Ковалев.
По его мнению, с ростом населения планеты будет расти и потребность в продовольствии. Она и сегодня велика: развивающиеся страны импортируют продовольствия примерно на $0,5 трлн. Поэтому поставленная руководством страны цель к 2020 году экспортировать продуктов питания на $7,5 млрд может быть достигнута в первую очередь за счет диверсификации рынков.
“В качестве примера приведу азиатские страны. Благодаря резкому подъему экономик у них появились деньги. В первую очередь это, конечно, Китай. Страна уже сегодня покупает продовольствия на $170 млрд. Главным экспортным продуктом у нас является молоко, а китайцы только начинают привыкать к молоку и мороженому. В мире уже появилась поговорка: если бы каждый китаец выпивал в день стакан молока, то всего молока в мире не хватило бы. Конечно, для нас этот рынок очень перспективный”, – отметил профессор.
Но есть и другие рынки, которые могут быть интересны Беларуси для получения прибыли от реализации продовольствия, продолжил Михаил Ковалев. Так, например, Индия покупает продукты питания на $30 млрд, Малайзия – на $20 млрд. “Второй гигантский рынок по закупкам продовольствия – это арабские страны: Саудовская Аравия – $25 млрд, Объединенные Арабские Эмираты – примерно столько же, Египет – $15 млрд. Хотя Турция и экспортирует свою сельскохозяйственную продукцию, но в то же время много покупает в мире – примерно на $20 млрд. Кроме этого, есть и закупки ООН для голодающего населения. Но там есть тендеры. Надеюсь, со временем мы научимся их выигрывать”, – добавил декан экономического факультета.
Как заметил директор Института системных исследований в АПК НАН Беларуси Александр Шпак, география внешней торговли Беларуси сельскохозяйственной продукцией и продовольствием постоянно расширяется. В 2016 году продажи осуществлялись в 82 страны. Однако основным рынком сбыта остается Россия. Удельный вес третьих стран пока незначительный: европейских государств – около 6%, стран Северной и Южной Америки, Азии, Африки и Океании – менее чем по 1%. Поэтому одной из стратегических целей развития экспорта является его диверсификация.
С 2010 по 2016 год экспорт агропродовольственных товаров Беларуси увеличился в 1,2 раза. Внешнеторговое сальдо в последние годы имеет положительное значение. Его максимальная величина была в 2013 году – $1,6 млрд, когда стоимость продаж на зарубежные рынки достигла $5,8 млрд. Беларусь в основном специализируется на экспорте продукции животного происхождения: доля экспорта в объемах производства по молокопродуктам – более 50%, мясопродуктам – около 30%, в совокупности продукция животноводства составляет более 60% от объема экспорта. (БЕЛТА/ Пищепром Украины)