Исследовательская компания GT Partners Ukraine подготовила глобальный отчет о рынке FMCG-ритейла Украины за 2016 год. В центре внимания: количество торговых точек и появление новых магазинов за минувший год. При этом специалисты компании не разделяли сети по формату и площади торговых объектов – учитывалось лишь их количество.
Соответственно, в топ-10 продуктовых сетей не попали несколько самых доходных украинских сетей: Metro Cash&Carry Ukraine, АШАН Украина, Ритейл Груп (ТМ Велика Кишеня, Велмарт) и другие. Зато попали локальные операторы, открывшие много маленьких торговых точек в формате “магазин у дома” или “экспресс”: Volwest Group, Делви, Колибрис и другие. Об этом сообщили в Ассоциации ритейлеров Украины.
Безоговорочный лидер – концерн АТБ, активно осваивающий западные области Украины. За минувший год крупнейший ритейлер страны и по выручке, и по количеству магазинов увеличил сеть, по данным GT Parnters, на 111 объектов – до 835 торговых точек, в том числе купив часть западноукраинской сети Барв_нок. Что характерно – все магазины компании со штаб-квартирой в Днепре работают под одним брендом, независимо от региона, площади и формата. Также в прошлом году АТБ начал обновление своих старых маркетов. Первым стал супермаркет в родном городе ритейлера. топ-10 продуктовых сетей.
Вторую строчку удерживает некогда крупнейшая и самая прибыльная FMCG-группа Украины – Fozzy Group. В отличие от конкурента, она развивает несколько брендов, в зависимости от специфики того или иного объекта: гипермаркеты Fozzy Cash&Carry, супермаркеты Сbльпо, магазины у дома Фора, дискаунтеры Thrash! По данным GT Partners, группа открыла за год 59 магазинов, но общее количество торговых точек ритейлера увеличилось всего на 8 – с 522 до 530 объектов. Скорее всего, это связано с появлением в портфеле компании нового бренда – сети дискаунтеров Thrash!, которая развивается в том числе на площадях, ранее используемых под магазины Сbльпо. Кроме того, из некоторых регионов – например, Харькова – Фора вообще решила уйти. Так что Fozzy в прошлом году не только открывала, но и закрывала магазины.
Замыкает тройку лидеров волынская компания Volwest Group – одна из немногих компаний продуктового ритейла Украины, выбравшая развитие сети по франчайзингу. Пока что в портфель брендов группы входит три торговые марки: Наш Край, Наш Край Экспресс, Дисконт. В январе этого года стало известно, что ритейлер будет развивать еще и сеть супермаркетов SPAR. По подсчетам GT Partners, к началу 2017 года в Украине насчитывалось 214 торговых точек, работающий под ТМ группы: за год появилось 50 новых объектов. Но при этом необходимо учитывать, что самой компании принадлежит немного магазинов: большинство из них открыты по франчайзингу, и принадлежат партнерам Volwest Group – к примеру, за 2016-й начали работу всего три собственных заведения сети, и 47 – торговых точек франчайзи. (Ubr.ua/ Пищепром Украины)