Оживление в экономике, которое наметилось в 2016 году, коснулось и оборота розничной торговли. Он вырос на 4%, по предварительным данным Держстата. Вместе с тем, на фоне глубины падения в 2014 г. (-10%) и в 2015 г. (еще -19,8%), этот рост – только заявка на восстановление. По группе продовольственных товаров рост продаж за 9 месяцев 2016 года практически отсутствует (составил 0,3%).
Динамика физического объема розничного товарооборота почти зеркально отражается в инфляционной кривой за этот период. Показатели общей инфляции и инфляции по группе продуктов питания практически совпадали в 2014-2015 гг. и достаточно существенно разошлись, по данным Держстата, в 2016 году: 12,4% и 3,3%, соответственно.
Резкое падение покупательной способности населения в 2014-2015 гг. ужесточило условия реализации продовольственных товаров, как отечественного, так и зарубежного происхождения.
Шоковое обесценение гривны в этот период привело к резкому удорожанию импортных продуктов и сокращению их поставок в Украину. Согласно данным Государственной фискальной службы, импорт продовольственных товаров по группам 2-5, 7-9, 11, 15-22 сократился с $5,825 млрд. в 2013 году до $2,734 в 2016 году (см. диаграмму), то есть в 2,13 раз.
Несмотря на такое резкое снижение объема импорта, доля продовольственных товаров, которые были произведены на территории Украины и реализованы через торговую сеть предприятий, не претерпела изменений в структуре розничной торговли, если обратиться к данным Держстата. Она только плавно соскользнула с 86,3% в 2012 году до 85,5% в 2016 году, оставаясь стабильно на уровне 85%.
При этом доля продовольственных товаров в структуре розничной торговли увеличилась с 37,1% в 2012 году до 41,5% в 2016 году, что является, в принципе, признаком обеднения населения.
Феномен сохранившегося паритета отечественных и импортных продтоваров в сетевой рознице можно объснить в целом следующим:
1) на те группы, по которым присутствие отечественной продукции было менее указанных 85% (например, по категории “море и морепродукты” доля отечественной продукции составляла 56% за 9 месяцев 2016 года, по категории “свежие плоды, ягоды, виноград, орехи” – 42,8%, по категории “чай, кофе, какао и пряности” – 57,1%), приходилось почти половина стоимости импорта. В условиях резкой девальвации гривны (условно говоря в три раза) и возросших валютно-обменных рисков, сокращение физических объемов импорта (почти в два раза) было “компенсировано” соответствующим ростом его стоимости;
2) при падении объемов розничных продаж в целом, резком росте стоимости импорта и меньшем росте стоимости отчественной продукции способствовало сохранению их “эквилибрума” по доле в структуре продаж;
3) нельзя исключать, что часть завозимых продуктов была переведена по серым схемам импорта в категорию полуфабрикатов для последующей “доработки” на территории страны.
Исходя из вышеотмеченных данных Держстата, импортные продовольственные товары сохранили конкурентные позиции на розничном сетевом рынке Украины в сложнейшее время, несмотря на катастрофическое их удорожание и падение покупательной способности. (УБР/ Пищепром Украины)