Производители лекарств, содержащих питьевой этиловый спирт, должны будут размещать на своих предприятиях систему учета алкоголя. Это может привести к подорожанию или полному “вымыванию” из аптек некоторых препаратов. По мнению экспертов, в этом нет ничего плохого. Разберемся, почему.
Новое требование к производителям лекарств прописано в законопроекте, принятом Госдумой и одобренном на расширенном заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике. Сразу необходимо сказать, что жизненно важных лекарств и тех препаратов, которые срочно необходимы больным во время лечения, это изменение не коснется. Речь идет, в первую очередь, о спиртовых лечебных настойках, которые некоторые россияне применяют, скажем так, далеко не по прямому назначению.
Установка счетчиков коснется заводов, где выпускают лекарства с содержанием этилового спирта более 0,5%. К таким, например, относятся известные спиртосодержащие лекарственные настойки, сделанные на основе боярышника, красного перца, пустырника, в состав которых входит 70-процентный этиловый спирт.
Сейчас флакон настойки боярышника, пустырника или календулы объемом 25 граммов стоит порядка 20-30 руб. Установка оборудования ЕГАИС на завод обойдется в сумму около миллиона рублей, говорят производители. Что в результате поднимет цену товара на 10-15 руб. Увеличение стоимости отпугнет многих любителей дешевого спирта, уверены эксперты. При этом честные потребители не пострадают, так как продажи этих товаров в принципе невысоки. По оценке аналитиков рынка, доля спиртовых настоек в выручке торговцев лекарствами – не более 0,2%.
При этом большинство экспертов вообще считает, что лекарственные полезные свойства подобных препаратов серьезно преувеличены. Более того, в аптеках такие настойки продаются только в России. Мера совершенно правильная, считает директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз. “Правда, я думаю, что настойки боярышника и прочая подобная продукция, если и подорожает, то на какие-то копейки или на рубль, то есть несущественно”, – предполагает он.
В то же время, подчеркивает эксперт, контроль за этим сектором рынка должен быть обязательно. Тем более, продолжает он, что 90% таких настоек употребляется в качестве суррогата алкогольного напитка, то есть абсолютно не по назначению. Еще один момент, считает Вадим Дробиз, состоит в том, что государство планирует ужесточить контроль за этим сегментом рынка.
“Дальнейшие прогнозируемые меры могут вообще исключить этот товар из оборота “не по назначению” и произойти это может с помощью введения акцизов. Людям больным акцизы на настойку боярышника будут не страшны, им и нужен-то всего один пузырек в месяц, допустим. А вот те, кто такие настойки приобретает для других целей, уже не смогут этого сделать, так как цена 25-граммового пузырька может сравняться со стоимостью обычной водки”, – резюмирует эксперт. Спрос упадет, а значит, и аптекам будет невыгодно продавать настойки в таких количествах. (РБК/ Пищепром Украины)