После выхода на рынки ЕС, украинские молочники не смогут запустить поставки всей своей продукции и на равных конкурировать с европейскими коллегами. Все, на что рассчитывают наши компании – это на прорывы в отдельных нишах, заверили производители. “Мне сложно представить, что мы будем конкурировать там со швейцарскими или французскими сырами, но в разрезе “индустриальных” видов сира типа “Гауды” – это вполне возможно. Также на экспорт может пойти ультрапастеризованное молоко, а в будущем еще и сухое молоко. Уже с поставками йогуртов будет сложнее, ведь это – скоропортящийся продукт”, – отметил в разговоре с “Вестями” президент Ассоциации производителей молока Украины Андрей Дикун.
Еще одним перспективным для экспорта направлением, эксперты считают так называемые органические продукты. По словам управляющего партнера компании ICOM Capital Юрия Костоглодова, в этом сегменте украинских молочников ожидает относительно легкий “вход” на рынок органической молочной продукции ЕС. “Это тот сегмент, где компания обречена на успех и, насколько мне известно, некоторые “органики” уже смотрят на возможность выхода на рынок ЕС именно с молочной продукцией”, – сказал он нам. Дискуссия о потенциале молочного экспорта Украины началась после недавнего заявления министра аграрной политики и продовольствия Алексея Павленко, который сообщил, что несколько наших компаний уже до конца 2015 г. получат разрешение на экспорт своей молочной продукции в ЕС. “Есть все факты, что минимум пять компаний до конца года смогут выполнить все условия, которые поставил Европейский Союз по качеству”, – заверил министр. Всего, по его словам, на сегодняшний день проверку соответствия техническим и технологическим требованиям ЕС проходят 10 производителей украинского молока и молочной продукции.
Однако оптимизм чиновника разделили не все, большинство экспертов считает, что получение разрешений (сертификатов) и подписание реальных контрактов на поставку продукции – это две разные истории. И в ближайшее время украинские компании не смогут запустить поставки в ЕС готовой продукции.
Например, старший аналитик инвесткомпании “Арт-Капитал” Андрей Патиота уверен, что поначалу можно будет говорить лишь об экспорте нашего молочного сырья. “Скорее всего, речь идет о том, чтобы больше экспортировать, беспошлинно, нашего сухого молока, и, возможно, масла. Это два стратегических продукта, которые долго хранятся и которые, действительно можно отправлять в Евросоюз, как сырье, при наличие всех необходимых сертификатов”, – отметил он “Вестям”. Главная проблема – качество нашего молока, используемого в процессе производства. “Пока у нас не будет построена система проверки молока и его сертификации по принципу европейской, продажа готовой молочной продукции в ЕС невозможна. Но чтобы внедрить у нас такую проверку, необходимо совершить своего рода революцию, полностью отказавшись от молока, приобретаемого у домашних хозяйств”, – пояснил Патиота. На текущий момент доля “домашнего”, используемого украинскими производителями, составляет около 70-80% всего сырья.
Суть в том, что, по стандартам ЕС, в изготовлении молочной продукции необходимо использовать только молоко “экстра-класса”. А такое можно получить от животного только при отсутствии воздуха – получаемого с применением доильного аппарата. На протяжение первых двух часов молоко должно быть охлаждено до 4 градусов по Цельсию. А это реально сделать только при промышленном сборе. Поэтому при получении еврономера молокозавод, по словам Андрея Дыкуна, должен доказать, что молоко было получено на индустриальном фермерском хозяйстве, а не в частном секторе. Либо же на предприятии должны быть четко разделены линии производства продуктов из разных видов молока.
Как уверяет Дыкун, пятерка компаний-счастливчиков, о которых упоминает министр, уже прошли все необходимые проверки, в том числе и по качеству используемого молока. “Действительно главный вопрос к нашим предприятиям состоял не в усовершенствовании самого завода, а в качестве используемого сырья. И если говорить о соотношении затрат, то на улучшение качества сырья предприятия тратят больше, чем на модернизацию самого производства. Но заводы, которые заявились на получение еврономера, уже прошли инспекцию и выполнили все необходимые условия”, – подчеркнул он.
При этом, опрошенные эксперты, сходятся в мнении, что даже полноценный выход на рынок ЕС не позволит полностью перекрыть украинским производителям молочной продукции потерю российского рынка. Ранее рынок РФ оценивался в 90% всего украинского молочного экспорта. “Если даже мы бы сейчас получили право на экспорт сыров, которые легче проверить и т.п., может быть 10% российского рынка мы могли бы заместить”, – говорит Андрей Патиота.
С ним соглашается и Андрей Дыкун, отмечая, российский рынок был для украинских производителей высокомаржинальным – отечественные компании зарабатывали там большие деньги. При этом требования к качеству ввозимой в РФ молочной продукции были значительно ниже, чем в ЕС. “Но суть в том, что получение украинскими предприятиями еврономера позволит им экспортировать свою продукцию в 40 стран мира. Поэтому для нашей молочной отрасли это будет историческим событием”, – подчеркнул Дыкун. (Вести/ Пищепром Украины и мира)