Специальный корреспондент газеты Washington Times Тед Филипс о том, как война вмешалась в работу украинских винзаводов. Залпы артиллерии и гул танков не внесли беспорядка в ряды бутылок, хранящихся в ста футах под землей в погребах Артемовского завода шампанских вин, пишет Тед Филипс. “Когда находишься здесь, думаешь только о работе, – говорит Нина Стовбур, главный инженер-технолог. – Это как убежать от всего”.
Впрочем, это не самое надежное убежище. Будущее подземного винного завода, основанного после Второй мировой войны указом Иосифа Сталина, мечтавшего создать образцовое Советское шампанское, висит на волоске. Отсюда до линии фронта около 12 миль, и украинские войска маршируют по городу в боевом снаряжении. Автобусы, которые раньше привозили туристов из соседнего Донецка, больше не ходят. В прошлом году винзавод произвел 10 млн. бутылок вина, два года назад – 19 млн. Пришлось сократить объемы, поскольку треть сотрудников уехали. “Бежали с маленькими детьми”, – говорит Нина Стовбур. – Одни уехали в Россию, другие – в Киевскую область. Здесь были обстрелы”. Многие поставщики сырья для винного производства теперь находятся в тылу врага.
Прежде чем ингредиенты станут игристым вином или брютом, они должны пройти через систему блокпостов. Руководство завода до сих пор не может ответить на вопрос, что будет означать для этого бизнеса потеря Крыма. Полуостров был важным поставщиком винограда для этого предприятия и для украинского виноделия в целом. Хотя 10400 квадратных миль Крыма составляли лишь 4,5% территории страны, из здешнего винограда производили около 57% украинского вина (по данным ассоциации “Виноградари и виноделы Украины”). “Аннексия Крыма стала серьезным ударом для винодельческого сектора Украины”, – говорит Сергей Михайлечко, директор ассоциации.
В прошлом году в Украине произвели более 6 млн. декалитров вина – это приблизительно половина объемов 2013 г. Россия – крупнейший в мире потребитель водки, а Украина – третий по величине производитель (исследования IWSR). Война между этими странами стала причиной разрушения торговых связей. В России был запрещен импорт продукции крупнейших украинских производителей водки и пива. Официальная причина – недостаточное содержание алкоголя и отсутствие нужных “органолептических характеристик”. Как сообщают украинские новости, в прошлом году производство водки в стране снизилось на 17,2% (по сравнению с 2013 г.).
Компания “Олимп” уже приспособилась к новой реальности – теперь у них есть производство в Одессе, к тому же их крымская продукция продается на российском рынке. “Наша компания до сих пор находится в сложной ситуации”, – говорит пресс-секретарь “Олимпа” Светлана Евдокименко. – Когда Россия забрала Крым, мы начали разработку новых продуктов”. Изначально вино производили в Крыму, а продавали в Украине и России, теперь его отправляют исключительно в Россию. На украинский рынок работают арендованные производственные мощности в Одессе. “Мы решили не сдаваться и продолжать производить продукцию под торговой маркой “Бахчисарай”, – говорит Евдокименко.
А вот на положение дел в днепропетровском Доме марочных коньяков “Таврия” потеря крымских виноградников непосредственно не повлияла. Эта компания получает виноград из Херсонской области. Из-за девальвации украинской валюты и мартовской инфляции (45,8% – данные tradingeconomics.com) снизился уровень покупательной способности. В Артемовске рассматривают возможность перехода на синтетические пробки вместо дорогих натуральных, которые используются сейчас и экспортируются из Португалии. Руководство пытается сэкономить. Однако Нина Стовбур утверждает, что ее завод никогда не пойдет на снижение качества, даже если окажется на грани выживания и даже если военные действия будут вестись в самом Артемовске. (Washington Times/Пищепром Украины и мира)