В 2014 г. страна вошла в полосу экономической нестабильности. Пока в основном под влиянием внешних факторов, связанных с падением цен на рубль и нефть. В нынешнем рейтинге эти факторы еще не проявились в полной мере, поскольку начали сказываться лишь к четвертому кварталу, а полное отражение в статистике найдут только в апреле. Тогда будут уточнены все экономические показатели 2014 г., которые сейчас в годовом выражении носят прогнозный характер. Неопределенность была так сильна, что впервые за несколько последних лет областные акимы в феврале отчитывались перед населением, не называя годовых показателей валового регионального продукта (ВРП). По этой же, видимо, причине половина управлений экономики акиматов отказалась участвовать в нашем традиционном анкетировании (надо было назвать некоторые экономические показатели в годовом разрезе, указать влияние на регион падения курса рубля и цен на нефть, перечислить успешные в 2014 г. секторы экономики и дать прогноз по динамике в наступившем году).
Из ответов восьми управлений, которые понимают, что происходит, можно заключить, что региональные власти рассчитывают в основном на рост сельского хозяйства, обрабатывающей промышленности, строительства и торговли. Помимо последней, это все отрасли, в которые направляются средства господдержки, то есть никто не ждет смягчения кризиса в этом году (в любой кризис резко возрастает роль государства). Непростых времен ожидают для горнодобывающего, металлургического и финансового секторов, а также для операций с недвижимостью. Падение цен на нефть на регионах скажется лишь в наступившем году – секвестром бюджетов, а в нефтяных регионах – сокращением рабочих мест и налоговых поступлений в связи с уменьшением рынка нефтесервиса и консервацией небольших, неконкурентоспособных при нынешних ценах месторождений.
Падение курса рубля уже сказалось на приграничных областях. В ВКО оно нанесло серьезный ущерб производству автомобилей. “Учитывая большую ценовую инерцию, прогнозируется резкое снижение спроса на казахстанские автомобили и сокращение производства АО “Азия Авто” на 40%”, – констатирует местное управление экономики. В тяжелом финансовом положении в связи с этим фактором оказались ориентированные на экспорт в Россию ТОО “Усть-Каменогорский конденсаторный завод”, АО “Кэмонт”, АО “Усть-Каменогорский арматурный завод”, АО “Усть-Каменогорский машзавод” и другие.
В СКО начался спад экспорта мясо-молочной продукции и снижение ее конкурентоспособности на внутреннем рынке – в приграничных с Россией областях цены на нее в 1,5 раза ниже. В целом экспорт продукции из СКО снизился в 3 раза (до $3,1 млн.) при увеличении импорта в 1,6 раза (до $92 млн.). Зато пассажиропоток в связи с шоп-турами в Россию вырос: в декабре по сравнению с ноябрем – на 13%, а в январе по сравнению с декабрем – на 21%. Региональные власти отмечают и положительную сторону курсовых диспропорций – в январе подешевели в розничной торговле некоторые виды товаров: сахар (-8,4%), гречневая крупа (-19%) и ГСМ (-15%).
Акимат Астаны тоже видит в основном положительную роль падения курса рубля в виде снижения цен на потребительском рынке. А вот в Алматы озабочены тем, что происходит ухудшение торгового баланса, сокращение таможенных платежей в бюджет, отток капитала и ухудшение конкурентоспособности товаров местного производства. Сдается, в наступившем году экономика Казахстана больше почувствует на себе риски, обозначенные бывшей столицей, чем выгоды, замеченннные новой.
Рейтинг конкурентоспособности регионов – не рейтинг акимов, тем более в пору, когда базовые факторы не зависят не только от региональных, но и от центральных властей. Он лишь показывает, где в прошлом году (все экономические, финансовые и социальные показатели относятся к 2014 г. по сравнению с 2013 г.) было больше возможности удобнее, безопаснее и прибыльнее развивать бизнес. И частично – где этот вектор вероятнее всего продолжится в 2015 г. (forbes.kz/Пищепром Украины и мира)