Аграриям не хватает денег. Министр аграрной политики и продовольствия Алексей Павленко встретился с представителями Национального банка, чтобы решить вопрос финансирования весенней посевной. У аграриев нет ресурсов: банки отказываются выдавать кредиты, а цены на товарно-материальные ресурсы (удобрение и топливо) очень высокие из-за роста курса валют. В себестоимости посевной около 75% приходится на материально-технические ресурсы, в частности, около трети – на удобрения, 20% – на топливо.
По оценкам первого замминистра агрополитики Ярослава Краснопольского, стоимость весенней посевной в текущем году вырастет в полтора раза до 60 млрд. грн. Из этой суммы около 10 млрд грн аграриям не хватает. Стоимость обработки 1 га пашни министр оценивает минимум в 3 тыс. грн., что почти в полтора раза выше по сравнению с прошлым годом.
Аграрии не понимают, какой курс доллара закладывать в договоры. “Все понимают, что если доллар по 25, то удобрения по такой цене никто покупать не будет. Вот и работаем себе в убыток, удерживая курс на уровне 16-19 грн. за доллар”, – сетует представитель крупного поставщика минеральных удобрений, попросивший не упоминать его имени. Основатель фермерского хозяйства “Журавель” в Полтавской области Александр Журавель рассказал “Капиталу”, что его хозяйство закупило топливо в прошлом году. С удобрениями ситуация сложнее. “Из-за высоких цен нам придется закупать их при норме в 300 кг на гектар селитры не более чем 50 кг на гектар”, – говорит он.
Банкиры признают, что удорожание посевной на 40-50% за такой короткий период банкам не потянуть. “Аграриям нужно искать возможности для расширения финансирования за счет других источников и инвесторов”, – считает директор департамента развития продуктов для малого и среднего бизнеса банка Креди Агриколь Виктория Ступак. Причин такой осторожности несколько. Например, многие иностранные финансисты урезали лимиты своим украинским подразделениям, которые в свою очередь вынуждены сокращать количество заемщиков. Более того, финансисты не уверены, что аграрии не окажутся в преддефолтном состоянии. Со сложностями обслуживания долговых обязательств уже столкнулись.
“Мрия”, “Милкиленд”, “Агротон”, KSG Agro. Сегодняшние кредиты со ставками в 25-27% годовых аграрии не потянут, отмечает Краснопольский, а иного источника обеспечения посевной у многих предприятий просто нет. “Сегодняшние действия – это наш бюджет на следующий год, понимаете? Если мы не проведем посевную сейчас, то и говорить о будущем даже нерекордном урожае нельзя”, – возмущается чиновник.
В лучшем состоянии сегодня находятся крупные агрохолдинги, которые экспортируют продукцию за рубеж. “Девальвация хотя бы частично может компенсировать удорожание посевной”, – говорит руководитель аналитического отдела консалтинговой компании ААА Мария Колесник. Рассчитывать на финансирование могут те, кто имеет возможность получить альтернативные продукты – гарантии, аккредитивы, векселя.
На момент выхода заметки встреча министра с центробанком не завершилась, но, как отметил Краснопольский, министр будет настаивать на поиске альтернативных источников финансирования, в частности, товарных кредитов от поставщиков. “Вопрос преференций в части конвертации валюты стоит очень остро. Нам необходимо обеспечить поставщиков топлива и удобрений валютой. Просто дать им ее по умеренному курсу. И этот вопрос должны сегодня согласовать”, – сказал он. Но при товарном кредитовании возникают сложности с определением стоимости продукта при его расчете, что связано с непредсказуемостью курса доллара.
Чиновник также отметил, что один из основных вопросов, который Павленко поднимает в НБУ – возможность увеличить долю будущего урожая в структуре залога по кредиту. “Сегодня банки готовы брать в залог будущее зерно не более чем на 20% от суммы займа. Мы говорим, что эта цифра как минимум должна быть на уровне 50%”, – уверяет он. Сами же банкиры предлагают заемщикам использовать документарные инструменты для получения денег – вексели, аккредитивы и пр. Однако новых кредитных продуктов на рынке очень мало. К долговым бумагам можно добавить невозобновляемые кредитные линии (как, например, в Правэкс-Банке), либо кредиты под залог урожая. Но на это идут не все финучреждения.
В случае недофинансирования посевной и несоблюдения норм по внесению удобрений урожайность зерновых в текущем году снизится на 20-25%, прогнозирует председатель Аграрного Союза Украины Геннадий Новиков. Журавель отмечает, что сейчас аграрии отказываются от посева кукурузы, пик популярности которой приходился на последние три года. “Причина такого явления – резкое падение цен на нефть, а поскольку биотопливо, которое производят из кукурузы, получается дороже традиционного, то спрос на него существенно падает. Соответственно, спрос падает и на кукурузу”, – рассказывает он. По мнению фермера, если ситуация на рынке нефти усугубится, аграрии продолжат тенденцию по переходу на более маржинальные культуры (сою, рапс) и на пшеницу, спрос на которую стабилен. (УНН/Пищепром Украины и мира)