У Латвии, как у страны, ищущей новые рынки сбыта, одним из перспективных рынков экспорта может стать Китай. Рынок Китая предлагает практически неограниченные возможности, утверждают как опрошенные газетой Diena эксперты, так и работающие в Китае латвийские предприниматели.
Особенно большие перспективы открываются у производителей пищевых продуктов и косметики. В то же время необходимо считаться с тем, что сфера предпринимательства в Китае отличается от Евросоюза своими, особыми правилами игры. Например, Китай не признает международные патенты, а сертификацию продовольственных товаров проводят только китайские специалисты. В настоящее время на полках китайских магазинов из латвийских товаров можно найти, например, шпроты, замороженную чернику, а также продукцию Latvijas Balzams. Линию косметики китайцам поставляет предприятие Stenders. Среди крупнейших латвийских экспортеров в Китай можно найти и предприятия деревообрабатывающей и металлообрабатывающей промышленности.
Директор Латвийского агентства инвестиций и развития Андрис Озолс подчеркивает, что продукты, попавшие под российское эмбарго, являются одними из самых востребованных в Китае. “Эта страна – второй по величине потребитель в мире, и каждый год потребление в Китае вырастает на 40%. Маленькому латвийскому рынку фактически не насытить огромный китайский рынок”, – считает Озолс. В то же время сейчас в китайских магазинах латвийские молочные продукты не продаются из-за сложностей с сертификацией. В ноября этого года китайские специалисты по сертификации приедут в Латвию, чтобы сертифицировать наши молочноперерабатывающие предприятия, после чего местные продукты смогут начать путь к китайскому потребителю. Озолс рассказал, что в Китае актуально то, что экологично и связано с “зеленым” образом жизни – продовольствие, косметика, товары по дизайну и строительству, а также упаковка.
“Нынешняя политика правительства Китая направлена на усиление внутреннего потребления и на принцип “достаточности”. Даже средний класс охотнее потребляет “зеленые” продукты. Хорошим примером этого может стать экспорт замороженной латвийской черники, который в прошлом году был измеряем в 7 млн. евро”, – сказал Озолс. Также успешно на китайский рынок вышли такие “зеленые” продукты, как дизайнерская мебель Kukuu и компании Madara, Ulla, Laima, Cita lieta.
В то же время предприниматели признают, что одной из особенностей Китая является бюрократия, которая раз в десять больше, чем по Евросоюзу. В этом убедилась и работающая в Пекине в латвийском переводческом и консультационном бюро Linearis, член правления компании Майя Курте: “Основываясь на моем опыте, могу сказать, что регистрация предприятия в Китае может занять полгода. А вот налоговое бремя в Китае сравнимо с Латвией, однако там есть большая “серая” зона, с которой китайское правительство активно борется”.
И все самым большим рисков в отношении Китая представитель Linearis называет не коррупцию, в широко распространенный принцип “кинуть” партнера по сотрудничеству. “Китай требует внимания, а в отношении партнеров по бизнесу надо придерживаться позиции – never trust (с англ. “никогда не верь” – прим. редакции). Все необходимо контролировать самим, если вы нашли дистрибьютера товаров, это еще не означает, что товар дойдет до полок магазина”, – говорит Курте. (db.lv/Пищепром Украины и мира)