Временный запрет на ввоз основных продуктов питания из ЕС, США, Норвегии, Австралии и Канады вынудил крупные российские розничные сети самостоятельно заняться импортозамещением. Четыре из пяти крупнейших розничных компаний страны уже занимаются собственным производством или ищут партнеров для подобных проектов.
“Мы работаем с производителями над созданием наших собственных теплиц для фруктов и овощей”, – заявил гендиректор российского Metro Cash & Carry, четвертого по выручке ритейлера России, Питер Бооне. Это “новый тип проекта”, ритейлер работает с двумя партнерами – строителем и производителем, пояснил он. Собственные теплицы нужны компании для обеспечения бесперебойных поставок качественных овощей и фруктов в течение года. П. Бооне отказался уточнять, о каких овощах и фруктах идет речь, так как проект находится на ранней стадии.
Metro обсуждал с российскими производителями овощей и фруктов возможности партнерства, знают два представителя поставщиков такой продукции. По их данным, третий по выручке ритейлер в России, французский Auchan, также заинтересован в местном производстве. Представитель Auchan Мария Курносова подтверждает это. “Договоренностей нет”, – уточняет она. Пятый по обороту российский ритейлер, “Дикси”, тоже ведет переговоры с производителями овощей о совместных проектах. Компания готова инвестировать в капитал таких предприятий или заключать с ними долгосрочные контракты, говорил неделю назад президент компании Илья Якубсон. Переговоры начаты после введения российскими властями запрета на импорт некоторых видов продовольствия. Игрок номер два в российской рознице, X5 Retail Group, не планирует подобных проектов, говорит представитель компании Владимир Русанов.
До сих пор собственным производством в крупной рознице занимался лишь лидер российского ритейла – краснодарский “Магнит”. Тепличный комплекс “Зеленая линия” к началу 2014 г. занимал 43 га, из которых 40 га – промышленные теплицы для выращивания огурцов, помидоров, помидоров черри, салата, укропа, петрушки. “Магнит” расширяет комплекс, достраивая еще 40 га теплиц. “Зеленая линия” построена в 2011 г., а уже в 2013 г. в магазины “Магнит” отправлено около 600 тонн томатов, 15 тыс. тонн огурцов и более 2 млн. шт. зеленных культур, сообщала в начале августа компания. Доля огурцов “Зеленая линия” в обороте сети за 2013 г. – 39%, томатов черри – 13,7%, салата – 17,8%.
Сетевая розница понимает: чтобы снизить риск появления пустых полок, надо заключать долгосрочные контракты с российскими производителями, участвовать в финансировании закупок оборудования и технологий, говорит зампредседателя правления “Руспродсоюза” Дмитрий Леонов. “Подобная практика традиционна за границей”, – говорит он. В России доля импорта овощей и фруктов высока, а тепличных комплексов не хватает, рассуждает Д. Леонов, поэтому поддерживать расширение тепличных хозяйств может не только государство. Даже до введения санкций крупные промышленные поставщики огурцов и помидоров не могли в полной мере обеспечить потребности российской розницы, напоминает гендиректор аналитического агентства Infoline Михаил Бурмистров. “Когда “Магнит” сам начал выращивать огурцы и помидоры, он стал безоговорочным лидером по этим категориям. А в условиях санкций кто раньше начнет стратегическое партнерство с крупными производителями, тот и окажется в выигрыше”, – констатирует эксперт. (Ведомости/Пищепром Украины и мира)