Потребители стран ЕС предпочитают преимущественно слабоокрашенный прозрачный жидкий мед с мягким вкусом. Для того чтобы получить продукт с нужными свойствами и по приемлемой цене, упаковщики меда обычно смешивают различные виды натурального меда (т. е. осуществляют купажирование). Полученный в результате этой операции продукт представляет почти 90% всего европейского рынка меда, а своеобразным центром потребления монофлерного (полученного из одного нектара) меда в Европе остается Франция.
Сильно различаются вкусы европейцев и в отношении консистенции меда. Например, большинство британских и бельгийских потребителей предпочитают густой, засахарившийся мед, тогда как немцы и голландцы больше любят жидкий. Потребление темных разновидностей меда, отличающегося, как правило, более насыщенным, терпким вкусом, обычно выше в тех государствах, в которых развито производство лесного меда.
По цвету лесной мед трудно отличить от обыкновенного. Он может быть очень темным, даже черным, или светло-желтым. Вкус своеобразный, вяжущий. Из-за низкого содержания сахара лесной мед могут употреблять даже диабетики. Оборудование для производства меда (медогонки, экстракторы), как правило, мощностью не более 50 квт, проектируется и изготавливается таким образом, чтобы сберечь все полезные свойства продукта.
Высокий спрос на темный мед предъявляется со стороны традиционных рынков Евросоюза. Здесь же любят мед с различными специями и ароматизаторами, например, корицей, имбирем, мятой и лимоном. В целом, однако, такие рынки являются достаточно узкими, как и рынок меда в сотах.
Так как мед недешевый продукт, его крупнейшими мировыми потребителями традиционно выступают промышленно развитые страны – Евросоюз, США и следующая за ними с большим отставанием Япония.
В 2012 г. внутренний рынок меда в ЕС, по оценке, составлял 310-315 тыс. т, в США – 200-205 (десятиление назад – 185) тыс. т, в Японии – 40 (38) тыс. т. Крупнейший мировой потребитель меда – ЕС – удовлетворяет примерно 57-58% внутренних потребностей за счет собственного производства (в 2000 г. показатель самообеспеченности составлял чуть более 50%). ЕС неизменно является крупнейшим мировым импортером меда, закупая не менее половины всей продукции, поступающей в каналы мировой торговли. (Информация предоставлена БИКИ)
(Продолжение)