Торговая сеть Александра Занадворова “Седьмой континент” в текущем году откроет не больше двух-трех магазинов. Команда ритейлера сосредоточена на том, чтобы отыграть 4% падения в выручке в 2013 г. и улучшить состояние текущих активов. Процесс самолечения может привести к тому, что компания вылетит из топ-10 российского ритейла, предсказывают эксперты.
Глава “Седьмого континента” (управляет одноименной сетью супермаркетов и гипермаркетами “Наш гипермаркет”) Александр Агеенков не планирует в этом году открывать много новых магазинов. “Гарантированно откроется один магазин на уже имеющейся площадке, она сейчас в процессе реконструкции. А всего будет не больше трех новых точек”, – говорит он. В прошлом году “Седьмой континент” открыл два гипермаркета в Красноярске и Костроме. На 1 января 2014 г. сеть насчитывала 157 торговых объектов. “Мы видим потенциал роста внутри себя: у нас есть магазины, вложения в которые дадут результат быстрее и лучше, чем открытие новых”, – объясняет Агеенков. Кроме того, по его мнению, цены на рынке торговой недвижимости сейчас неоправданно высоки, на таком рынке он не видит возможности для экспансии. Главная цель ритейлера в текущем году – вернуть показатель выручки за 2012 г. В 2013 г. выручка ритейлера по РСБУ снизилась на 4%, до 60,344 млрд. руб. Агеенков ссылается на общий для всех ритейлеров негатив на рынке, но также признает, что сеть допустила ряд просчетов. “Возможно, это были маркетинговые ошибки и просчеты с ценообразованием, – перечисляет Александр Агеенков. – Увлечение тактическими задачами в ущерб стратегических”. Новая тактика “Семерки” предполагает развитие сети в зависимости от ситуации на рынке. Ранее в своих отчетах ритейлер заявлял о планах активно развиваться, в том числе за счет формата “гипермаркет”, обеспечивая рост выручки на 30-40% в год.
Один из главных шагов, который сделает ритейлер, – переход на централизованное управление закупками. В пилотном проекте, который будет запущен в апреле, будут участвовать 15 супермаркетов, позднее к ним присоединятся гипермаркеты, до конца года процесс централизации закупок будет завершен. Кроме того, компания начала переходить на открытые закупочные тендеры. Прорабатывается вопрос прямого импорта некоторых товаров. При этом в идеале, как рассчитывает Александр Агеенков, у каждого из магазинов будет своя уникальная товарная матрица. Также “Седьмой континент” работает над улучшением обслуживания. Сеть серьезно снизила количество персонала на аутстафинге по сравнению с 2011 г. – с 15 до 1% в 2014 г. Основные результаты обновления сети Агеенков планирует увидеть уже в середине года, но уже сейчас тенденция падения трафика, по его словам, переломлена и его ежемесячный прирост составляет 1%. Средний чек для супермаркетов сегодня варьируется в размере от 400 до 700 руб., для гипермаркетов – около 1 тыс. руб. Грядущие изменения не предусматривают увеличения капитальных затрат, говорит гендиректор. Текущее положение дел в сети генеральный директор “InfoLine-Аналитики” Михаил Бурмистров описывает как удручающее. “Бессистемная ассортиментная матрица, цель закупочной политики связана с максимизацией платежей от поставщиков, есть проблемы с эффективностью логистики”, – перечисляет Бурмистров. То, что компания намерена меняться, уже хорошо, но давление со стороны конкурентов будет только усиливаться, и нужно будет очень постараться, чтобы вернуть эти 4%. Сегодня в рейтинге крупнейших ритейлеров по обороту “Седьмой континент” занимает восьмое место. Если он затормозит рост, в будущем году его обгонят ближайшие конкуренты “Мария-Ра” и “Монетка”.
Старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева считает, что фокус менеджмента на повышении эффективности сети бизнеса – очень важный фактор. Но для “Седьмого континента” это будет очень сложная задача. В дополнение к усиливающейся конкуренции в этом году потребители чувствуют себя более настороженно из-за менее благоприятной макроэкономической ситуации. Руководитель практики “Потребительский сектор” и партнер компании Strategy Partners Виталий Вавилов, напротив, считает, что потенциал скорости органического роста на российском рынке еще очень высок. И сейчас правильная бизнес-модель для “Седьмого континента” важнее потерянного года. (РБК/Пищепром и продукты питания Украины и мира)