В 2013 г. продажи виски в магазинах России на 10 млн. литров превысили его поставки в страну. Учитывая среднюю стоимость бутылки виски на полке, оборот этого непонятно откуда взявшегося напитка по самым минимальным оценкам должен был составить 8 млрд. руб. Большинство опрошенных участников рынка и экспертов уверены, что столь значительный разрыв между поставками и объемами продаж образуется из-за попадания в розницу суррогатного контрафактного виски, разлитого на подпольных заводах.
“Поддельным виски, ромом, текилой и водкой торгуют почти открыто многие оптовики. Предложения взять на реализацию “левак” мне поступают почти каждый день. При этом образцы контрафактной продукции внешне не отличимы от оригинала. По желанию могут привезти с уже наклеенной фальшивой акцизной маркой”, – рассказал представитель крупного московского алкогольного дистрибьютора, попросившего не называть его имени. По словам собеседника издания, сделать сопроводительный пакет документов на партию “левого” товара не составляет труда. “Обычная схема проста: закупается небольшая легальная партия товара у крупного производителя, а затем со всех документов снимаются копии – сертификаты соответствия, товарно-транспортные накладные и т.д. Именно эти копии прикладываются к партии такого товара при поставке в розницу. Бонус в виде ящика-другого виски, весь доход от продажи которого пойдет в карман хозяина магазина, является весомым аргументом, заставляющим торговца смотреть на такую поставку сквозь пальцы”, – пояснил он. Суррогатный виски абсолютно открыто продается всем желающим через интернет-сайты. При поисковом запросе “реплики элитного алкоголя” выпадают десятки сайтов, предлагающих приобрести партии импортного алкоголя по цене от 100 руб. за бутылку. При этом продавцы такого товара гарантируют оперативную поставку любых объемов вплоть до фуры при условии 30-процентной предоплаты. На подобных сайтах не скрывают, что торгуют подделкой.
Дубликаты алкоголя – это один из видов плагиата. Процедура простая: берется пустая тара настоящей бутылки (или тоже копии), например водки Absolut, и заливается в нее более дешевый алкоголь, в данном случае водка, клеится этикетка, закручивается пробка – и готово. Так же и с другими видами алкоголя, но там сложнее, так как нужно подбирать еще запах и вкус, который будет близок к натуральному”, – признаются продавцы на одном из подобных ресурсов. В Росалкогольрегулировании (РАР) признают, что объемы подделок нелегального алкоголя становятся угрожающими. По словам источника, подобные партии выявляются каждую неделю по всей стране. “Как правило, крупные партии нелегального алкоголя, состоящие из подделок под популярные иностранные бренды, выявляются в ходе совместных операций МВД и РАР, так как до момента появления на прилавке этот товар идет по альтернативной товаропроводящей цепи, – рассказал представитель ведомства. – В компетенцию РАР не входит проверка организаций, не имеющих лицензий, поэтому без помощи представителей полиции в подобных делах не обойтись. Обычно подделывают в основном пять-семь наиболее популярных марок виски, далее в этом антирейтинге идет ром, и за ним – текила”. В пресс-службе госкомпании Росспиртпром, на которую возложена миссия уничтожения алкогольного конфиската, рассказали, что количество подделок под импортный алкоголь, поступающих на уничтожение, существенно возросло. “Раньше большие партии (от 10 тыс. дал) состояли в основном из нелегальной водки. Теперь приблизительно четверть поступающих на уничтожение объемов – это именно подделки под различные популярные западные алкогольные бренды”, – рассказал представитель Росспиртпрома. (РБК/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)