До 2003 г., когда в США были зарегистрированы первые случаи заболевания молочного скота губчатой энцефалопатией (BSE), после чего южнокорейский рынок оказался закрытым для американской говядины, Республика Корея выступала одним из крупнейших мировых импортеров данного вида мяса, по объему закупок занимая третье место после Японии и Мексики. В свою очередь для поставщиков говядины из США Республика Корея была важнейшим рынком после Японии.
В 2008 г. между американской и южнокорейской сторонами было достигнуто соглашение о возобновлении торговли говядиной, однако обнаружилось, что за прошедшие с момента введения запрета 5 лет рыночная ситуация в корне изменилась и спрос на американскую продукцию значительно уменьшился. Эксперты выделяют две основные причины такого развития событий. Первая – расширение собственного производства говядины в Республике Корея и вторая – переключение южнокорейских импортеров на другие экспортные рынки.
Прекращение поставок говядины из США привело к существенному подорожанию этого мяса на южнокорейском рынке, что, в свою очередь, стимулировало местных животноводов и переработчиков говядины – одних – к наращиванию поголовья, других – к увеличению объемов переработки. С 2003 г. по 2011 г. поголовье крупного рогатого скота (КРС) в Республике Корея возросло более чем на 50%. В 2009 г. коэффициент самообеспеченности, отражающий долю продукции местного производства в общем объеме потребления, составил 45%, правда, в 2010-2011 гг., в результате возобновления поставок говядины из США, коэффициент несколько понизился. В 2003 г. на долю импорта приходилось 73% потреблявшейся в стране говядины.
Американские эксперты полагают, что в долгосрочной перспективе увеличения поголовья КРС и производства говядины в Республике Корея не произойдет. В данном случае совпало сразу два неблагоприятных для местных продуцентов фактора: с одной стороны, американские экспортеры прикладывают усилия, чтобы вернуть потерянную долю рынка, с другой стороны, принятые южнокорейскими властями меры по борьбе с распространением в стране ящура существенно повысили себестоимость производства говядины, из-за чего его эффективность заметно упала.
Ответной реакцией на упомянутые меры стал массовый забой КРС, в результате чего предложение говядины на внутреннем рынке повысилось, а цены пошли вниз. В первые четыре месяца 2012 г. было забито на 35% больше скота, чем за аналогичный период предыдущего года.
Размер ввоза говядины в Республику Корея достиг максимальной отметки в 2003 г. – доля импорта в общем объеме ресурсов превысила тогда 70%. Около 2/3 поставок приходилось на США, приблизительно 20% – на Австралию.
После введения запрета на ввоз американской говядины быстрыми темпами стал расти импорт из Австралии – с 2003 г. по 2005 г. его объем увеличился вдвое. Австралийским продуцентам потребовалось время, чтобы приспособиться к потребностям южнокорейского рынка. Прежде всего, пришлось увеличивать поголовье скота, основу кормового рациона которого составляет зерно, в то время как большая часть австралийского скота находится на свободном выпасе. Второе условие касалось специфики поставляемых разрубов – обычно австралийские поставщики отгружают на внешний рынок полные или половинные наборы разрубов. Несмотря на все усилия австралийских экспортеров, им не удалось полностью компенсировать сокращение американских отгрузок – в 2003-2004 гг. импорт говядины в Республику Корея сократился на 47% по стоимости и на 52% – по объему. Хотя в последующие годы ввоз увеличился, он так и не достиг высоких показателей 2003 г.
Изменения на южнокорейском рынке говядины, произошедшие после введения и снятия запрета на импорт говядины из США, тыс. т убойного веса
2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2008 г. | 2011 г. | |
Начальные запасы | 40 | 61 | 1 | 10 | 49 |
Производство | 182 | 186 | 195 | 246 | 280 |
Импорт | 457 | 224 | 250 | 295 | 431 |
Экспорт | – | – | – | – | 3 |
Ресурсы | 679 | 471 | 446 | 551 | 760 |
Потребление | 618 | 470 | 443 | 536 | 677 |
Коэффициент самообеспеченности, % | 27 | 39 | 44 | 45 | 37 |
Душевое потребление, кг | 12,97 | 9,82 | 9,23 | 11,08 | 13,9 |
Источник: “USDA”.
C 2004 г. Австралия становится важнейшим источником говядины для южнокорейского рынка. Хотя в 2006 г. австралийские поставки несколько уменьшились, в 2011 г. они существенно превысили показатели 2003 г. – в четыре раза по стоимости и почти вдвое по объему. Росту популярности говядины, импортируемой из Австралии, в значительной степени способствовали представления потребителей об этом мясе как “экологически чистом”.
В 2008 г. между США и Республикой Корея был подписан Протокол по говядине, предусматривающий возможность поставок на южнокорейский рынок американской бескостной говядины, а также мяса, полученного от скота возрастом до 30 месяцев. В приложении к протоколу южнокорейское правительство давало согласие на открытие своего рынка для поставок американской говядины, получаемой от скота любого возраста при условии сохранения в США запрета на использование в кормах определенных продуктов животного происхождения. Это положение, однако, вызвало сопротивление частного сектора, требовавшего ограничить возраст животных 30 месяцами. С учетом опасений потребителей и инициатив частного сектора, были приняты временные правила, допускающие закупку американской говядины исключительно у надежных поставщиков, участвующих в программе “Quality Systems Assessment” (“QSA”) аграрной маркетинговой службы (“AMS”) Министерства сельского хозяйства США (“USDA”). Участие в программе дает возможность подтвердить сертификацию происхождения мяса от скота моложе 30 месяцев. Еще одним условием вышеупомянутой инициативы стал запрет на поставку в Республику Корея говядины, получаемой в результате немедленного забоя крупного рогатого скота, ввезенного в США из Канады. В середине марта 2012 г. вступило в силу двустороннее соглашение о свободной торговле между США и Республикой Корея – “KORUS”, предусматривающее постепенное снижение и последующее обнуление ввозных пошлин на говядину, поставляемую на южнокорейский рынок из США. В соглашении, однако, отсутствуют прямые ссылки на Протокол по говядине или инициативы частного сектора – эти вопросы станут предметом дальнейших переговоров. (БИКИ/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)